I. Артикуляционная разминка

II. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы

Беседа

Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.

— Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?

— Кто из героев вызвал уважение, кто — неприязнь?

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?

Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

Составление сравнительной таблицы

Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.

Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.

Вариант таблицы

Качество

Жилин

Костылин

Смысл фамилии

Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами

Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги

Внешность

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»

«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

Предусмотрительность

«— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».

«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)

Отношение к лошади

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...»

«...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...»

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»

Храбрость — трусость

«— ...Не дамся же живой...»

«— ...С ними что робеть, то хуже»

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

«А Костылин заробел».

«Костылин так и упал со страху»

Поведение в плену

«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“».

«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»

Мнение татар о пленниках

«Джигит»

«Смирный»

Наблюдательность, любознательность

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».

«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»

Выносливость, мужество

«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает»

«Костылин все отстает и охает»

Верность, преданность

«...не годится товарища бросать»

Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Домашнее задание

Закончить составление таблицы.

Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».

 

© 2023 Тетрадкин Град
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru