I. Краткость и выразительность языка рассказа

Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)

Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.

Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая

Выправил отпуск — оформил отпуск.

Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.

Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.

Нападусь на татар — внезапно встречу татар.

Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.

Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.

Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.

Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.

Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.

Трепенулась — вздрогнула.

Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава вторая

Распояской — без пояса.

Бешмет — мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.

Храп мокрый — морда мокрая.

Галунчиком обшит. Галун — плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.

Башмачки сафьянные. Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.

На рукавах оторочено красным — рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).

Монисто из русских полтинников — ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).

Церковь ихняя, с башенкой — мечеть с минаретом.

Чистый, как ток. Ток — площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.

Войлок — плотный толстый материал из валяной шерсти.

Масло коровье распущено в чашке — масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.

Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь — для мытья рук.

Ружье осеклось — ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.

Глава третья

Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.

Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.

Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.

За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая

Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.

Заробел — испытал робость, испугался.

Глава пятая

Овца перхает в закуте — овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.

Высожары спускаться стали. Высожары, или Стожары, или Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.

Рассолодел. Солод — продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел — стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

Глава шестая

Камень вострый — камень острый.

Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа

В учебнике даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод. Определение композиция можно посмотреть в словаре учебника. Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.

Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.

— В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

— Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?

Композиция — явление, которое знакомо детям на уровне представления.

Композиция — построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.

Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.

Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог.

Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.

Завязка — получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации — второму побегу Жилина.

Развязка — Жилин успевает добежать до своих.

(Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)

Побеседуем по 7-му вопросу (с. 278 учебника):

— Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?

Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.

Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.

Идея — главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание

Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика