I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики читают наизусть стихотворения о весне и лете, показывают те репродукции или фотографии, которые они подобрали дома.
Если учитель не задавал индивидуального задания подготовить выразительное чтение стихотворения об осени или зиме, то организация работы может быть такой: пока дети отвечают наизусть выбранные ими стихотворения, несколько учеников самостоятельно готовятся рассказать стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», А. Н. Майкова «Ласточки», И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», И. З. Сурикова «Зима».
II. Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки»
— Каждый из вас прожил уже десять, одиннадцать или даже двенадцать осеней. Какой эпизод из осенних воспоминаний является самым ярким для вас? Какое осеннее переживание вы хотели бы сохранить в своей душе навсегда?
Если атмосфера в классе доверительная, добрая, может получиться очень интересный разговор. После этого обратимся к учебнику:
— Сейчас мы послушаем (прочитаем), какие картины осени больше всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову.
Подготовленные ученики читают оба стихотворения. После прослушивания учитель задает вопросы, выясняя восприятие:
— Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?
— Какое настроение хотел передать автор? Удалось ли передать это настроение чтецу?
Коллективно оценим выступления учеников.
Подробный разбор тютчевского «Есть в осени первоначальной...» дан в тексте следующего урока — урока развития речи. На этом уроке можно двум-трем неподготовленным ученикам предложить вслух прочитать «Ласточек» А. Н. Майкова: стихотворение динамично по сюжету и хорошо понятно детям.
III. Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»
Ученики читают стихотворения, обсуждают впечатления, описывают, как они представляют образ зимы.
Можно обратиться к картине Л. Каменева «Зимняя дорога».
Зимний пасмурный день. На санях по заболоченной местности, покрытой чахлым кустарником, по деревянному мосту через небольшую речку едет крестьянская семья: мы видим фигуры мужчины и женщины, закутанной в платок. Впереди по снежной целине бежит собака — может быть, она хочет спугнуть ворон, которые сидят на заснеженной болотине, может быть, почуяла знакомый запах и мчится напрямик к дому.
Слева от саней торчит вешка — палка с привязанными наверху ветками. Такие вешки в старину ставили вдоль дорог зимой, чтобы даже в буран можно было найти правильный путь. Справа синеет еловый лес, на фоне елей белеют треугольниками крыши жилья и дворовых построек. Судя по количеству крыш, перед нами не деревня, а хутор (выселки), на котором живет только одна семья.
Колорит картины холодный, мрачный: все словно бы говорит нам о долгой зиме в скудном крестьянском доме, где горит лучина и трудно заснуть под завывания вьюги. О грусти и зимней тоске человека напоминают нам торчащая вешка и одинокий след саней на дороге. Оживляют пейзаж только кумушки-вороны да бегущая собака.
— Подберите строки, которые соответствуют картине Л. Каменева «Зимняя дорога».
К «Зимней дороге» можно подобрать строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»:
Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.
При описании можно вспомнить и строки И. З. Сурикова из стихотворения «Зима»:
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Обсуждая стихотворения, стараясь зрительно представить картины, описанные поэтами, не забываем отмечать эпитеты, ритм и способы рифмовки.
Если останется время, посвятим его выразительному чтению выученных стихов на оценку.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».