I. Артикуляционная разминка

II. Восстановление деформированного текста

Повторим теоретические понятия:

— Что такое ритм, рифма?

Работу по восстановлению деформированного текста можно организовать как по группам, так и индивидуально. Эта работа поможет закрепить навык определения рифмующихся строк и способа рифмовки. Учитель предлагает ученикам собрать тексты, разрезанные по строчкам, записать их и прочитать выразительно.

Текст для работы

Можно предложить ученикам стихотворение И. С. Никитина «Тихо ночь ложится...», пронумеровать строфы и раздать ученикам пяти или трех групп, а затем «собрать» стихотворение и прочитать его целиком.

И. С. Никитин

* * *

Тихо ночь ложится

На вершины гор,

И луна глядится

В зеркала озер;

Над глухою степью

В неизвестный путь

Бесконечной цепью

Облака плывут;

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Сонный лес стоит;

Светлые заливы

В камышах блестят,

Неподвижно нивы

На полях стоят;

Небо голубое

Весело глядит,

И село большое

Беззаботно спит. <...>

III. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся)

Глубина анализа будет зависеть от уровня подготовки класса. Задача работы не в том, чтобы дать детям готовый анализ, а в том, чтобы показать им на практике основные приемы работы с поэтическим текстом, научить их ставить вопросы, наблюдать за словом и делать выводы.

Для анализа возьмем стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Слово учителя

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту жизни.

22 августа 1857 г. поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву.

«Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...».

Эвристическая беседа

Анализируем стихотворение в ходе эвристической беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение.

— На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне («на праздной борозде»). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.

— Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде» (на праздной — т. е. на отдыхающей, на которой закончена работа), «чистая и теплая лазурь», «отдыхающее поле».

Предложим детям найти метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).

Поэт сравнивает паутину с волосом: «лишь паутины тонкий волос»; голубой цвет неба он называет лазурью и говорит, что небесная лазурь льется. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами: есть и стоит.

— Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк 12: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,         (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь —    (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь                  (11 слогов)

На отдыхающее поле...                                 (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

Заканчиваем анализ выразительным чтением стихотворения Тютчева.

IV. Проверка домашнего задания

В оставшееся время урока слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

Домашнее задание

Для тех, кто не ответил стихотворение: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика