I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе. Коллективно оцениваем выступления учеников.

II. И. А. Бунин: страницы биографии

Переходим ко второй части учебника (далее страницы будут указываться по второй части).

Чтение и пересказ статьи

В учебнике дана небольшая биографическая статья о Бунине. Ее можно дополнить информацией, которая поможет понять полнее очерк «Косцы», раскрыть понятие «типичный русский характер».

После чтения и пересказа статьи учитель дополнит представление о судьбе Бунина. Вместе прочитаем эпиграф.

Эпиграф сообщает о том, что Бунин — нобелевский лауреат.

Сначала Бунин стал известен как поэт: он создал прекрасные стихотворения, посвященные русской природе. Потом он прославился как прозаик: он писал о помещиках и крестьянах, о судьбе русской деревни.

В 1917 году (дату запишем) в России произошли великие события, изменившие всю жизнь страны: сначала отрекся от престола царь Николай II, произошла Февральская революция, когда власть перешла в руки буржуазии. Затем после Октябрьской революции власть взяли в руки большевики. Большевики считали дворян классовыми врагами, сражались против тех, кто хотел вернуть прежний порядок. Жизнь в стране коренным образом изменилась. Старый уклад был уничтожен.

— Сколько лет было Бунину, когда произошла Октябрьская революция?

Бунин вынужден был эмигрировать в Европу. Он поселился во Франции и прожил там до конца своих дней. Он тосковал о России, но не хотел вернуться на Родину: он чувствовал, понимал, что прежней России уже нет и никогда не будет. Как писатель, он старался в своих произведениях сохранить Родину такой, какой он ее запомнил, чтобы читатели могли прикоснуться к тому светлому, что переживал сам Бунин, и ощутить те чувства, которые рождала в писателе красота родной земли.

III. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

— «Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев, которые совершают какие-то действия. «Косцы» — это раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Иногда это произведение похоже на обычный рассказ, иногда — на стихотворение, иногда — на описание прекрасной картины. Создан рассказ во Франции, когда писатель тосковал об оставленной России: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».

Постарайтесь настроиться и слушайте это произведение, ощущая мелодию строк и представлять в уме пейзажи и людей, о которых повествует Бунин.

Текст «Косцов» читает учитель. Важно хорошо подготовиться, чтобы длинные предложения, периоды звучали складно, ярко, цельно. Детей часто не увлекает это произведение — они плохо понимают, о чем в нем идет речь, тем более артистичным должно быть чтение педагога.

Далее возможны два вида работы: обучение выразительному чтению или рассматривание и описание картин А. Пластова «Сенокос» или Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)».

Обучение выразительному чтению

Для этого вида работы выбираем отрывок от слов: «Мы шли по большой дороге...» — до слов: «И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели».

Проблема, с которой учитель может столкнуться при чтении с детьми этого отрывка в менее подготовленных классах, в том, что ученики не чувствуют границ предложений и соответственно неверно распределяют дыхание и выбирают интонации, искажая задуманное автором звучание предложений.

Для оптимальной работы следует распечатать текст отрывка на отдельном листе крупным (желательно 12-м или 14-м) кеглем через полуторный интервал для того, чтобы дети могли ставить в тексте знаки логического ударения, паузы, убыстрения темпа речи, знаки повышения и понижения интонации. Затем сделать необходимое количество копий по числу учеников.

После первого чтения текста учениками коллективно работаем над режиссурой текста. Учитель прочитывает каждое предложение, расставляет вместе с учениками необходимые знаки, затем каждое предложение читают, правильно интонируя, два-три ученика, потом вместе с учителем — коллективное чтение.

Закончив проработку каждого предложения отрывка, читаем полный текст. Подобное внимание к одному тексту помогает детям с большей чуткостью обращаться к новым художественным произведениям, учит улавливать стилистические особенности разных авторов и вслушиваться в музыку слов.

По результатам работы учитель может поставить отметки нескольким активным ученикам.

Домашнее задание

Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы» (на усмотрение учителя).

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика