I. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Начиная урок, спросим детей об их впечатлениях от повести. Выслушав высказывания детей, спросим:

— Как вы думаете, прочитанное нами произведение — рассказ или повесть? Почему?

Прочитаем определение повести в учебнике и выпишем его к себе в тетрадь. Затем сравним повесть с рассказом и романом.

Повесть — один из видов эпического произведения.

Виды эпических произведений

Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.

Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.

Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.

— Почему произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в нем главных героев? Назовите их.

— Что такое сюжет?

Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.

— Как вы понимаете, что такое сюжетная линия?

Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.

— Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?

Ответ на этот вопрос будет достаточно сложным для детей. Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

Составление плана

Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее знание содержания, поэтому предлагаем составить сложный план повести, выделяя границы эпизодов. В ходе работы учитель прокомментирует непонятные для учеников места, выяснит, какие проблемы оказались для детей актуальными.

Вариант плана

I. Развалины. (Экспозиция.)

1. Смерть матери.

2. Княж-городок.

3. Замок на острове.

4. Изгнание жильцов из замка.

5. Новый приют изгнанников.

6. Тыбурций Драб.

7. Дети Тыбурция.

II. Я и мой отец. (Экспозиция.)

1. Жизнь Васи после смерти матери.

2. Отношение отца к сыну.

3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества».

4. Переживания отца.

5. Вася и его сестра Соня.

6. Вася исследует жизнь города.

III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)

1. Начало экскурсии.

2. Исследование часовни.

3. Бегство мальчишек.

4. Таинственный шепот.

5. Появление мальчика и девочки.

6. Первый разговор.

7. Знакомство.

8. Новые приятели провожают Васю домой.

9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.

IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)

1. Подарки для Валека и Сони.

2. Сравнение Маруси и Сони.

3. Попытка Васи устроить игру.

4. Разговор о сером камне.

5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.

6. Новый взгляд на отца.

V. Среди серых камней. (Развитие действия.)

1. Встреча Васи с Валеком в городе.

2. Ожидание на кладбище.

3. Спуск в подземелье. Маруся.

4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.

5. Новые чувства Васи.

VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)

1. Вася снова приходит в гости к друзьям.

2. Игра в жмурки.

3. Тыбурций ловит и расспрашивает Васю.

4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном.

5. Мясо на обед.

6. Встреча Васи с отцом в саду. Первая ложь.

VII. Осенью. (Развитие действия.)

1. Болезнь Маруси.

2. Приход старого Януша к отцу.

3. Размышления Тыбурция о судье и законе.

VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка.)

1. Сонина кукла.

2. Маруся словно ожила.

3. Опасения и неприятности Васи.

4. Попытка забрать куклу у Маруси.

5. Приказ отца не отлучаться из дому.

6. Расспросы отца о кукле.

7. Появление Тыбурция. Возвращение куклы.

8. Примирение отца с сыном.

9. Деньги для Тыбурция.

10. Прощание с Марусей.

Заключение. (Эпилог.)

1. Исчезновение Тыбурция и Валека.

2. Марусина могилка.

II. Образ серого, сонного города. Отношения Васи с отцом

Беседа

— От чьего имени ведется рассказ?

Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.

— Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?

«Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

— Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?

«Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.

— Как складывались отношения Васи с отцом?

Будем осторожны, обсуждая этот вопрос: у многих учеников в семьях есть проблемы, и нужно быть внимательными к чувствам детей, чтобы не травмировать их. Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

— Почему мальчик начал бродяжить?

Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

III. Характеристика героя

В конце урока учитель разделит класс на несколько групп и объяснит, как выполнять домашнее задание (составить рассказ о герое), предложит план рассказа:

1. Как выглядит герой?

2. Из какой он семьи? Из какого общества?

3. Какие поступки он совершает?

4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?

Домашнее задание

Составить рассказы о героях повести:

1) о Васе;

2) о Валеке;

3) о Марусе (сравнить с Соней);

4) о Тыбурции.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru