I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Есенина.

II. П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя

Слово учителя

Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. — спустя 18 лет после отмены крепостного права, за 38 лет до Октябрьской революции, изменившей коренным образом жизнь страны. Будущий писатель родился и прожил свою жизнь на Урале.

«Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.

Мать писателя была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую - „рукодельню“, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа».

Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.

«Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток». «Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», — писал Бажов.

Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал:

«Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь — сказку!“»

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы П. П. Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась дорогая форменная одежда, а в училище форма была не нужна и предоставлялось общежитие.

После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.

Будет очень хорошо, если учитель сможет показать ученикам какие-нибудь изделия из малахита и других самоцветных камней. На слух человек воспринимает только пять процентов всего объема поступающей информации, и важно, чтобы слуховые образы были подкреплены зрительным впечатлением и осязательными ощущениями. Не у всех детей дома есть изделия из драгоценных камней и самоцветов, и когда детей восхитит красота камня, они будут активнее воспринимать текст бажовских сказов.

III. «Медной горы Хозяйка»

Комментированное чтение

Текст сказа должен непременно прозвучать на уроке в исполнении учителя. Постараемся передать детям неспешность, атмосферу тайны, легкую ироничность и глубокую мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов. Для этого учитель, готовясь к уроку, должен сам прочитать вслух текст сказа и поработать над точностью звучания диалогов и описаний.

Чтение сказа занимает около 20 минут. По ходу чтения объясним некоторые слова.

Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали, и являлись, как и крестьяне, собственностью хозяев-заводчиков).

Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.

— Понравился ли вам сказ? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?

IV. Отличие сказа от сказки

Беседа

— Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?

В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.

Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.

Запишем в тетради определение сказа.

Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.

Прочитаем 11-й вопрос, подумаем, почему в волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».

— Какие предания лежат в основе сказов Бажова?

— Как вы представляете себе рассказчика?

Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, со вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда он рассказывает, то немного грустно улыбается.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Выполнить (письменно или устно — на усмотрение учителя) 9-е задание.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика