Рассказ «Заячьи лапы» сочетает в себе глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К. Г. Паустовского видеть необычное в обычном. Обсуждение этого рассказа предоставляет учителю большие возможности в работе с детьми.

I. Артикуляционная разминка

Повторяем скороговорки. Следим за четкостью артикуляции при различных интонациях.

II. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа

Выразительное чтение

Ученики читают текст рассказа «Заячьи лапы». Поможем им осмыслить восприятие рассказа:

— Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес? Что удивило вас, что заставило задуматься?

— Что вам показалось необычным в построении рассказа?

Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем о причинах этого желания и о чувстве вины и благодарности, которые испытывал дед Ларион.

Анализ композиции рассказа

Коллективно составим план рассказа, выделяя границы эпизодов. Цифры слева обозначают порядок расположения эпизодов в рассказе.

— Восстановите порядок событий.

Цифрами справа обозначим расположение эпизодов в реальном времени (фабула).

План

1.Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.    

2. Ваня несет зайца домой.

3. Дед и Ваня ищут Карла Петровича.

4. Разговор Карла Петровича с дедом.  

5. «Беседа о зайце» и письма профессора.

6. Рассказчик в гостях у деда Лариона.

7. История спасения деда от пожара.

8. Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца.

— Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?

Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку. Ответы детей на этот вопрос будут неоднозначны. Вместе придем к мысли, что автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.

III. Мысль автора об ответственности человека перед природой

Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.

Перечитаем последние строки рассказа:

«— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

— Чем же ты провинился?

— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все».

— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

Вопрос для детей непростой, но именно в ответе на него — выход на философскую проблему рассказа. Дадим детям возможность высказать свои мнения, и если нащупаем в одном из ответов зерно истины, то наводящими вопросами выведем детей на понимание философской глубины рассказа.

Фактический уровень: до пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.

Философский уровень: человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.

Объяснение домашнего задания

Паустовский — мастер показывать необычное в обычном. Отметим в тексте рассказа несколько предложений, в которых проявляется эта особенность писательской манеры Паустовского: «Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах». Подчеркнем, что поэт сравнивает заросли гвоздики с островами и это помогает нам представить яркие, выделяющиеся пятна этих цветов.

Домашнее задание

Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.

Нарисовать иллюстрацию к одному из изученных в 5 классе произведений Паустовского.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика