I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»

Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.

Итак, разделим на пункты третью часть.

3. Возвращение отца.

1) Встреча Никиты с отцом.

2) Разговор Никиты с отцом.

3) Работа с отцом.

— Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?

1) «Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...»

2) «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».

3) «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

«Давай все трудом работать, и все живые будут».

— Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?

— Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?

— Рассмотрите иллюстрацию В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником?

На иллюстрации В. Куприянова к рассказу А. Платонова «Никита» изображен эпизод, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова ветхий пень на огороде. Никита стоит рядом и смотрит на отца и на пень.

— Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки?

— Отец начал стругать доски для пола. Какую работу отец поручил Никите?

Подчеркнем созидательную роль человеческого труда.

— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?

Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».

— Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?

Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.

— Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?

II. Характеристика героя

Предложим детям рассказать о герое рассказа — мальчике Никите. Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и сделать выводы. Спросим одного-двух учеников.

Рассказ о Никите

Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул.

Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.

III. Язык рассказа А. П. Платонова

— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл. Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 7-е задание на с. 115 учебника).

Словарная работа (самостоятельная)

Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.

На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.

Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.

Век вековать — жить всю жизнь.

Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.

Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

Сравнительный анализ произведений

Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова «Никита», спросим у детей:

— В каком из прочитанных в 5 классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?

Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».

— Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а «сор, дрязг»?

— Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?

Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достается человеку трудом.

Домашнее задание

Подобрать пословицы о труде.

— Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика