I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки ученики читают пословицы о труде.

Пословицы

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать.

Без дела жить — только небо коптить.

Не потрудиться — так и хлеба не родится.

Золото не золото, не быв подмолотым.

Кто толчет, тот и хлеб печет.

Глаза глядят, а руки делают.

Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра.

Не терт, не мят, не будет калач.

Работа да руки — надежные в людях поруки.

О добре трудиться — есть чем похвалиться.

 

II. В. П. Астафьев: детство писателя

Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве (учебник) или послушают рассказ учителя. Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка».

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.

Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.

— Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «...Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?

Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:

«...думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев).

В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.

III. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»

Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике.

Запишем на доске и в тетрадях слово биография.

— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?

— Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим био- — жизнь и -графо- — пишу.

— Как вы понимаете значение слова биография?

— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?

Автобиография — описание своей жизни.

— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?

Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.

Сделаем в тетради еще одну запись:

Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.

— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?

Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

Комментированное чтение

Мы стремимся к тому, чтобы тексты художественных произведений как можно чаще звучали на уроках литературы. Опыт показывает, что, давая опережающее задание прочитать к уроку произведение, учитель обнаруживает, что несколько учеников это задание не выполнили и не могут полноценно работать на уроке. Чтение на уроке части произведения, содержащей завязку, мотивирует желание учеников узнать дальнейшее развитие сюжета, побуждает их дочитать произведение.

Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.

Домашнее задание

Подготовить ответы на 1—7-й вопросы.

12-е задание выполнить письменно.

Индивидуальное задание

Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика