I. Артикуляционная разминка

На этом уроке можно выучить новую скороговорку или перевертыш.

II. Джек Лондон: страницы биографии

Слушаем краткий рассказ о писателе ученика, выполнявшего индивидуальное задание. Можно также обратиться к статье учебника. Выпишем в тетрадь слова Джека Лондона: «Я верю в благородство и достоинство человека. Я верю, что духовность и бескорыстие займут место грубой жестокости и людоедства».

III. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства

Беседа

Ученики познакомились с рассказом дома. Выясним их впечатления от рассказа:

— Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвал у вас главный герой рассказа?

Чтение рассказа занимает около двадцати минут, и «Сказание о Кише» вполне может прозвучать на уроке в чтении детей.

Беседу по рассказу можно организовать на основе вопросов учебника.

— В какое время и где происходит действие рассказа?

События, о которых рассказывает писатель, происходили много лет назад: «Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш». Джек Лондон в этом рассказе описывает жителей Аляски.

— Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?

«Отец Киша был отважным охотником и встретил смерть в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, дабы даровать жизнь своим соплеменникам». Люди забыли о подвиге отца Киша, потому что они думали только о сегодняшнем дне.

— Кто главный герой рассказа? Каким вы его себе представляете? Что было самым главным в его характере?

Главный герой рассказа — мальчик из эскимосского племени по имени Киш. Кишу было тринадцать лет, он был здоровым, сильным и смышленым. Главным в его характере были гордость и чувство справедливости.

— В чем была тайна Киша? За что люди стали уважать его?

Тайна Киша была в том, что придумал новый способ охоты на медведя: он скатывал полоску китового уса, прятал ее в кусочек тюленьего жира и бросал эту приманку медведю. Медведь проглатывал шарик, китовый ус распрямлялся, медведь слабел от боли, и охотник легко справлялся с ним. Люди стали уважать его не только за то, что он изобрел способ, как убить полярного медведя: Киш всегда справедливо делил мясо и себе оставлял столько, сколько нужно для пропитания. Он стал первым человеком в поселке, его имя помнили люди его племени, потому что «в жилах у него горячая кровь, а в сердце — мужество мужчины», он вел себя с достоинством и был честен и справедлив.

— Рассмотрите иллюстрацию художника О. Поповича. Таким ли вы представляете себе героя рассказа?

— Почему племя Киша благоденствовало?

Вдовы и старики не могут, как взрослые и сильные мужчины, охотиться и добывать мясо. Но старики когда-то были охотниками, а женщины были матерями, они исполнили дело своей жизни и имеют право на то, чтобы племя позаботилось о них. Когда Киш был предводителем племени, он следил за тем, чтобы мясо в племени делилось на всех, и люди жили в довольстве.

— Как вы думаете, что общего между героями рассказов «Васюткино озеро» и «Сказание о Кише»?

Домашнее задание

На усмотрение учителя.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru