Цель: познакомить учащихся с обрядовым фольклором, работать над выразительным чтением песен, обогащать лексикон учащихся.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация, фонохрестоматия 6 класс, компьютер.

 

Ход урока

 

I. Обряды и обрядовый фольклор.

Слово учителя

В древности люди верили в то, что каждое событие, которое происходит с человеком, совершается по воле богов (или одного Бога). Люди считали, что если богов о чем-то хорошо попросить, принести им жертвы, умилостивить их, то они будут благосклонны к людям. Каждое событие в своей жизни люди сопровождали совершением определенных традицией действий и считали, что с помощью этих действий они смогут привлечь богов, судьбу и силы природы на свою сторону. Такие действия назывались обрядами.

Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор — это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов.

— Зачем люди исполняли различные обряды?

Люди хотели счастья для себя и своих детей, верили, что обрядовые действия принесут им счастье и благополучие.

Обряды были не только в жизни наших предков, обряды есть и в нашей с вами жизни. В старину же каждое важное событие в жизни человека сопровождал обряд. Первое важное событие — человек рождается.

— Какие обряды сопровождают рождение ребенка сейчас?

— Какие обряды сопровождают создание семьи?

Через рождение и смерть человек проходит один раз в жизни. Но есть события, которые повторялись в жизни крестьянина каждый год. Эти события связаны с чередованием времен года, с различными хозяйственными работами.

Календарно-обрядовый фольклор — фольклор обрядов календарного цикла.

Привлекая личный опыт школьников, поможем им ответить на вопрос:

— Какие обряды календарного цикла вы знаете?

II. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Читаем статьи учебника и данные в нем тексты народных песен. Прозаический текст могут читать ученики, текст песен слушаем из фонохрестоматии 6 кл. Если дети знают сами какие-нибудь календарно-обрядовые песни, попросим исполнить их.

Параллельно чтению проводится работа со словами, данными в сносках, и другими непонятными для школьников словами.

Выпишем в тетрадь названия календарно-обрядовых песен.

* Колядки, щедровки.

Масленичные песни.

Возможно, дополнительно потребуется объяснение, что такое Великий пост и какую пищу можно и нельзя принимать во время Великого поста.

* Весенние песни: веснянки, заклички.

Летние песни (троицкие, хороводные).

Осенние песни (жальные).

III. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Подводя итоги, отвечаем на вопрос учебника: писателей, композиторов и художников народная обрядовая поэзия интересовала потому, что в ней наиболее сильно выразилась связь с природой, историей и душой русского народа.

IV. Литературное краеведение

Выступают дети, которые готовили индивидуальное домашнее задание; ученики рассказывают, как в их семьях отмечают календарные праздники.

Домашнее задание

Подготовить ответы на вопросы и задания учебника.

Подготовить материал об обрядах и народной культуре своего края.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика