Цель: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках, учить детей отгадывать и придумывать загадки.
I. Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность.
Работа со статьей учебника «Пословицы и поговорки».
Читаем выразительно эпиграф к статье. Предлагаем подумать над значением слов смысл и толк: внутреннее содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом. Обратим внимание, что каждая пословица и поговорка имеют «внешнее» (то есть смысл) и «внутреннее» (толк) содержание.
Статью учебника ребята читают вслух, затем отвечают на вопросы. Выводы запишем в тетрадь.
* Пословицы легко запоминаются, потому что они кратки, в них есть ритм и зачастую рифма.
* И пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.
II. Многообразие тем
Самостоятельная работа
Дайте название каждой группе пословиц, приведенных в учебнике. Названия запишите в тетради.
III. Беседа по вопросам
4-й вопрос. Пословицы, которые возникли из басен И. А. Крылова:
«Сильнее кошки зверя нет» — басня «Мышь и Крыса».
«А Васька слушает да ест» — басня «Кот и Повар».
«У сильного всегда бессильный виноват» — басня «Волк и Ягненок».
«Слона-то я и не приметил» — басня «Любопытный».
«А воз и ныне там» — басня «Лебедь, Щука и Рак».
Учитель показывает классу книгу В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» (можно показать словарь Даля), рассказывает, что Владимир Иванович Даль больше тридцати лет трудился над созданием «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрал около 30 тысяч пословиц, поговорок и разного рода народных речений. В. И. Даль был врачом, дружил с А. С. Пушкиным. Именно Пушкин дал ему идею собирать русские пословицы. Слова поэта, приведенные в эпиграфе, Пушкин обращал к В. И. Далю.
Отвечая на 2-й вопрос учебника, подведем итоги уроку.
— Почему В. И. Даль открывает свой труд «Пословицы и поговорки русского народа» таким изречением: «Пословица несудима»?
Смысл выражения «Пословица несудима» в том, что судить пословицу нельзя, потому что она сама есть суждение, выработанное мудростью народа.
IV. Загадки как малый жанр фольклора.
Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека. Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба. В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.
– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.
Что ходит утром на 4 ногах,
В полдень – на 2 ногах,
А вечером на 3 ногах?
Ответ: Человек.
Почему вы так думаете?
Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.
Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.
– Как создаются загадки?
– Кто создает загадки?
А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:
"Сидит девица в темнице,
А коса на улице".
Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.
V. Как “сделана” загадка.
"Стоит девица в избе,
А коса – на дворе".
Кого надо нам разоблачить?
Девицу с косой.
Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.
Что это за предмет?
Печь.
Как получилась эта загадка?
Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.
В каждой загадке есть главные слова.
На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?
"Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)
Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.
"Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон". (Гора.)
Загадки бывают различных типов.
1. Где перечисляются различные признаки:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз.)
2. Краткая характеристика предмета:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
(Здесь признак предмета и сравнение.)
3. Сравнение. Отрицательное сравнение.
Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер.)
4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.
Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).
Отгадывание загадок и определение их тематики.
VI. Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок.
Со страницы книжки в гости
К вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,
Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,
А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.
На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.
– Из рассыпанных слов составить загадку.
1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик.)
2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река.)
3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица.
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)
Домашнее задание
Подобрать пять пословиц на одну тему. Выписать пословицы в тетрадь. Возможные темы: счастье, судьба, терпение и надежда, семья, дети, язык, речь (по выбору учителя или учеников; можно по вариантам).
Подготовить устный ответ на вопрос 3-й рубрики учебника «Развивайте дар речи».