Цель: помочь ученикам понять отношение автора к героям, учиться пересказу с изменением лица рассказчика.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, слайд-фильм «Дубровский» (часть 2).

Ход урока

 

I. Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности

Глава IX

Урок начинаем с выразительного чтения главы IX. Затем беседуем по вопросам:

— Как объясняет свое опоздание Спицын?

— Какой поступок считает Спицын поступком «по совести и справедливости»? Что в действительности двигало Антоном Пафнутьичем?

— Как ведет себя хозяин во время обеда? Обратите внимание на его диалог с исправником.

— Какие качества проявляет Троекуров во время обеда?

Поможем школьникам ответить, что Троекуров грубо и деспотично обращается со своими гостями, издевается над ними, унижает их человеческое достоинство («Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей...»).

— Как характеризуют исправника слова автора:

«Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес наконец:

— Постараемся, ваше превосходительство»?

— Сравните рассказы Спицына и Глобовой. Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них?

Антон Пафнутьич Спицын в своем рассказе говорит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет».

Анна Савишна Глобова не дает прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет...» Глобова говорит: «Я догадывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы чувствуется некоторая симпатия и уважение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и таким образом вернул ей деньги.

— Как вы думаете, с какой целью автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой? Какой прием при этом использует автор?

Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтобы показать представление, которое сложилось у окрестных помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника поневоле, более полно представить читателям облик главного героя. Автор использует антитезу, чтобы показать трусость Антона Пафнутьича и достойное поведение Анны Савишны.

— Что сказал Троекуров, когда исправник прочитал приметы Дубровского? Почему Троекуров пришел к такому выводу?

— Какие качества проявил Дубровский во время праздничного обеда в Покровском? Почему никто из гостей не догадался, что Дефорж — это Дубровский?

Никто из гостей Троекурова не догадался, что Дефорж — это Дубровский, потому что никто не мог даже ожидать, что враг Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и разговаривал только с Сашей и только на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает русский язык.

II. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына

Глава X

— Как поступил Троекуров, когда некоторые гости хотели уехать домой?

— Как изменился характер вечера после ухода Троекурова?

— Почему Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем? Ученики читают выразительно главу X (со слов «Пришед во флигель...» до конца).

— Какие качества своего характера проявляет Антон Пафнутьич?

III. Композиция

Глава XI

— Как Дубровский стал Дефоржем?

Предложим ученикам кратко ответить на этот вопрос.

Дубровский на почтовой станции встретился с французом, который ехал к Троекурову, чтобы служить учителем у маленького Саши. Дубровский предложил французу денег за то, чтобы он отдал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.

За время пребывания в имении Троекурова Дубровский проявил выдержку, хладнокровие, актерские качества, благородство и умение владеть собой.

— Почему А. С. Пушкин нарушил последовательность изложения?

Пушкин нарушил последовательность изложения событий, чтобы читатель почувствовал себя в роли гостя на обеде, который слушает разговоры о Дубровском и не знает, что тот сидит с ним рядом; чтобы читатель испытал то же удивление, что и Антон Пафнутьич, у которого отнимают драгоценную сумку. Пушкин хотел создать тайну, интригу, и ему это удалось.

Домашнее задание

Составить (письменно) план основных событий глав VIII—XI. Прочитать главу XII.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика