Цели урока:

Обучающая: продолжить знакомство с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина, учиться сопоставлять и анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков; исследовать значение слов заглавия романа, выявить закономерность «вымороченности» семьи Головлёвых; создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию своей точки зрения о совести.

Развивающая: продолжить работу по формированию навыков анализа художественного текста с элементами поисковой работы; развивать устную и письменную речь, делать выводы и умозаключения, высказывать своё мнение, проводить параллели с современностью; развивать творческие способности учащихся с помощью поисковых заданий.

Воспитательная: вызвать интерес к творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, подвести к мысли, что совесть является наивысшей нравственной категорией, способствовать воспитанию нравственных качеств личности, ответственного отношения к себе и близким.

 

Ход урока

 

Организационный момент.

Сегодня на уроке нам предстоит сложная, но в то же время интересная работа. Мы попытаемся приоткрыть еще одну страницу в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Чтение стихотворения и беседа на восприятие текста.

Салтыков-Щедрин

Не жутко ли, - среди губернских дур

И дураков, туземцев Пошехонья,

Застывших в вечной стадии просонья,

Живуч неумертвимый помпадур?

 

Неблагозвучьем звучен трубадур,

Чей голос, сотрясая беззаконье,

Вещал в стране бесплодье похоронье,

Чей смысл тяжёл, язвителен и хмур.

 

Гниёт, смердит от движущихся трупов

Неразрушимый вечно город Глупов –

Прорусенный, повсюдный, озорной.

 

Иудушки из каждой лезут щели.

Страну одолевают. Одолели.

И нет надежд. И где удел иной?

                                           И.Северянин

О каких произведениях Салтыкова – Щедрина говорится в этом стихотворении И. Северянина? («Пошехонская старина», «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», «Губернские очерки», «Господа Головлёвы»).

В этом стихотворении И. Северянин на примере героев М.Е. Салтыкова-Щедрина рассказывает о своём времени, подчёркивая, что темы и проблемы, поднятые великим писателем, еще не решены, да и не известно, решатся ли они когда-либо.

Страшный образ страны вырисовывается из этого стихотворения. И страшнее всего строки об Иудушке:

       Иудушки из каждой лезут щели.

       Страну одолевают. Одолели.

       И нет надежд. И где удел иной.

3. Постановка целей урока, сообщение темы.

Иудушка – главный герой романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы. О нём и об Арине Петровне Головлевой пойдет сегодня речь на уроке. На их примере мы рассмотрим, как может сложиться судьба человека, если он живет не по совести.

М.Е. Салтыков-Щедрин говорил: «Пробуждения одичалой совести бывают необыкновенно мучительны». Вот мы и рассмотрим жизнь этих героев в бессовестном мире и понаблюдаем, как к ним возвращается совесть. В понимании характеров героев нам помогут иллюстрации С. Алимова.

Запишите, пожалуйста, тему урока.

Эпиграфом к теме я взяла слова Иудушки, в момент, когда к нему возвращается совесть: «Что такое! Что такое сделалось?! – почти растерянно восклицал он, озираясь кругом, где…все?..»

К этим словам мы вернёмся позже, а сейчас скажите, легко ли было читать роман? Почему?

(Роман написан в 19 веке, но даже и сейчас он не устарел. Когда мы читаем это произведение, то душа наша страдает, невыносимо читать историю жизни семьи Головлевых, потому что нравственные проблемы романа никого не могут оставить равнодушными).

Важной нравственной категорией является совесть. Как вы понимаете, что такое совесть? (ответы учащихся)

Посмотрите, как в толковом словаре С.И. Ожегова даётся толкование этого понятия. Обратите внимания на высказывания русских классиков о совести, какое из них вам ближе и какое из них вы бы взяли с собой в жизнь?

Совесть – внутренняя оценка своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. (А. С. Пушкин)

...беспощаднее инквизитора нет, как совесть...

       (А. И. Герцен)

Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей человечества. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Берегись всего того,   что   не одобряется твоею   совестью. (Л. Н. Толстой)

Стыд   перед   людьми — хорошее   чувство,   но   лучше всего стыд перед самим собой. (Л. Н. Толстой)

Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «совесть»? Что они обозначают? В случае затруднения, обратитесь к подсказке.

Запишите слова, значения которых вы не знали.

Важную роль в понимании основного значения произведения играет заглавие. Подумаем, почему так названо произведение. Проведем небольшое исследование.

Что значит слово «господин»? (ответы учащихся)

Сверимся со словарем В.И. Даля. (слайд)

Господин - владелец, барин, помещик, хозяин, тот, у кого есть подвластные. Это владыка, хозяин положения.

Являются ли Головлёвы хозяевами положения?

Попробуйте определить значение слова «Головлёвы», какие ассоциации оно вызывает?

Посмотрите, как В.И. Даль трактует это слово:

головничать, головствовать – быть, головою, управлять;

головесить, головесничать – повесничать, слоняться;

головничество – преступление и плата за него;

голеть – обнашиваться, беднеть, нищать исподволь;

головенька, головешка, головня – обгорелое, или горящее, или обугленное полено, дымящийся кусок чего-либо.

На основе лексической работы подведите итог нашему микроисследованию, дайте характеристику семье Головлёвых, опираясь на ключевые слова.

Господа головничающие, т.е. управляющие, хозяйничающие, головесят, повесничают, слоняются, идут на явные и тайные головничества, преступления, постепенно оскудевают, от былого преуспеяния остаются жалкие головешки…

Главой семьи Головлёвых является Арина Петровна. Дайте ей, пожалуйста, характеристику (по тексту).

Что было главным в жизни Арины Петровны, чему она посвятила свою жизнь?

Зачитайте из текста, как Арина Петровна относилась к детям? Найдите, как в тексте Арина Петровна называет своих детей.

Какие ключевые слова использует автор, говоря об Арине-Петровне-матери?

Обратите внимание на слова слайда. В какой момент она их произносит? (После семейного суда над Степкой. Тень сомнения впервые возникла у Арины Петровны, впервые, может быть, она задумалась о сыновьях, о материнском долге, но не надолго , слишком много было дел по округлению именьица).

Дети у Арины Петровны , кроме Иудушки, были постылыми, прочитайте, что значит слово «постылый»?

Что вы узнали о любимом сыне Арины Петровны? Дайте ему характеристику (по тексту)

Почему Степка-балбес даёт ему прозвище Иудушка? (слайд)

Внимательно вчитайтесь в прозвище, почему не Иуда, а Иудушка?

 

Маска

Истинное лицо

 

 

Радушие, благообразие, умиление

Апатичность, бесчувствие, угрюмость

 

 

Родственные чувства, открытость, любовь

Эгоизм

 

 

«Правильные» и «справедливые» рассуждения

Жестокие и бесчеловечные, абсолютно несправедливые и неправильные поступки и мысли

 

 

Высокая нравственность и мораль

Полнейшая нравственная разнузданность, аморализм

 

 

Религиозный, богобоязненный человек

Пренебрежение к важнейшим христианским заповедям

 

 

Труженик (вечный и неутомимый)

Бездельник, пустобрёх

 

 

Каким предстаёт перед нами Иудушка в последней главе?

Вернулась ли к нему Совесть?

Верите ли вы что такое возможно?

В романе совесть возвращается к Головлевы, а как вы считаете, возможно ли её возвращение к Иудушке? Смог бы он с ней жить?

Салтыков-Щедрин, как великий писатель-гуманист, верил, что совесть никогда не покинет Человека.

У каждого должен быть внутренний голос – он – то и остановит или подтолкнёт в те минуты, когда судьба проверяет нашу совесть. Надо уметь слышать этот голос и в полифонии других «голосов», звонких и тонких, подчиняться своему голосу. Что такое совесть? Это есть наш внутренний голос, которого никто, кроме нас, не слышит. Голос совести – это голос сердца, души, интуиции. (Е.Н. Ильин)

Выводы. Оценки

Д/з Сочинение-рассуждение «Что значит для меня – «Жить по совести»

Смог бы ты жить в семье Головлевых (развернутый письменный ответ).

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика