Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А. Бунина, основными темами его произведений;
продолжить обучение анализу текста художественного произведения.
Метод проведения: эвристическая беседа; элементы урока исследования.
Оборудование: портрет И.А. Бунина;
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
А. Блок
Жизнь без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай…
А. Блок
Ход урока
I. Слово учителя.
По своим художественным достоинствам рассказ «Легкое дыхание» принадлежит к лучшему из всего того, что создано повествовательным искусством. В критике он признан образцом художественного рассказа. Анализ этого произведения следует начать с его необычной композиции. Если в рассказе «Господин из Сан-Франциско» соблюдена линейная последовательность событий: завязка → развитие действия → кульминация → развязка, то событие в «Легком дыхании» развиваются не по прямой линии. Рассказ «прыгает» то назад, то вперед.
II. Лексическая работа. (Круг понятий).
Эпизолов – хронологическая инверсия, т. е. история рассказанная с конца.
Закон психологической запруды (нем. психологи) – ситуация эмоционального напряжения.
Закон уничтожения формой содержания – его цель уничтожить впечатление от событий.
III. Аналитическая работа с текстом рассказа «Легкое дыхание».
Задание №1 (классу).
Составить план рассказа. Записать его в тетради.
(План рассказа.
1. Описание могилы Оли.
2. Раннее детство.
3. Последняя зима Оли.
4. Разговор с начальницей.
5. Убийство Оли.
6. Эпизод из гимназической жизни, относящийся к прошлому.)
Резюме учителя. Таким образом, вместо того чтобы рассказать обо всем в хронологической последовательности – как Оля Мещерская была гимназисткой, как она росла, как превратилась в красавицу, как совершилось ее падение, как завязалась связь с офицером и вдруг разразилось убийство, как ее похоронили, какова была ее могила и т.п. – вместо этого И.А. Бунин начинает с описания могилы. Затем переходит к ее раннему детству, потом вдруг – о последней зиме, и т.д. Если изобразить графически этот путь, то получится кривая линия. Бунин использовал сложную сюжетную технику. Она называется хронологическая инверсии, или эпизолов, т.е. история рассказывается с конца.
Задание №2 (классу).
Составить для сопоставления план того, как было на самом деле или могло быть в жизни.
1. Детство. 11. Похороны
2. Юность. 12. Допрос у следователя
3. Эпизод с Шеншиным. 13. Могила.
4. Разговор о легком дыхании
5. Приезд Милютина и связь с ним.
6. Запись в дневнике.
7. Последняя зима.
8. Эпизод с офицером.
9. Разговор с начальницей.
10. Убийство.
Резюме учителя.
Наша задача определить функцию этой перестановки. Автор начал с описания могилы. С самого начала он поставил нас перед могилой. Мы все время узнаем историю уже мертвой девушки. Если бы история была рассказана в хронологической последовательности, то каким напряжением сопровождалось бы наше узнавание о неожиданном убийстве Оли Мещерской. Автор создал бы напряжение, которое немецкие психологи называют «законом» психологической запруды. Бунин использовал эпизолов, и он имел одну цель – погасить, уничтожить то непосредственное впечатление, которое получаем мы от событий. Это называется «законом» уничтожения формой содержания.
Задание №3 (классу).
Проиллюстрировать при помощи отдельных эпизодов, отдельных ситуаций из рассказа, как «форма уничтожает содержание».
Например, найдем фразу «… а через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом».
Текст, стр. 263, И.А. Бунин, «Избранные сочинения», М., «Худ. литература», 1984.
Резюме учителя.
До этой фразы мы уже прочли о могиле Оли, узнали из ее разговора с начальницей о ее падении, где была названа первый раз фамилия Милютина. Потом эта фраза… Приглядимся к структуре этой фразы! Мы можем найти ключ к стилю рассказа. Обратим внимание на то, как затеряно самое главное слово «застрелил». Это самое жуткое слово рассказа утонуло в нагромождении описаний. Сама структура фразы как бы заглушает выстрел, лишает его силы и превращает его почти в символический знак. Форма уничтожила содержание!
Задание №4 (классу).
Приведите еще подобные примеры из текста.
(Возможен следующий эпизод: «Разговор с начальницей», который начинается со слов: «Вы уже не девочка…» текст)
Резюме учителя.
В уютном кабинете начальницы, где пахнет свежими ландышами, произнесен выговор за дорогие туфельки и прическу. И здесь же, как говорит сам автор, «невероятное, ошеломившее начальницу признание». Оно преподнесено автором так, что снова форма уничтожает содержание:
« - Да, madame, - просто, почти весело ответила Мещерская…
… простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом - знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Милютин. Это случилось прошлым летом в деревне».
Выстрел показан как маленькая деталь описания только что прибывшего поезда. А здесь – ошеломляющее признание – как маленькая деталь разговора о туфельках и прическе.
Задание №5 (классу)
Прочесть дневниковую запись Оли Мещерской. Текст «Сейчас второй час ночи. Я крепко заснула, но тотчас же проснулась… Нынче я стала женщиной!... Ему 56 лет…».
Резюме учителя.
Во всей этой сцене, в том, как она описана Олей в ее дневнике, нет ни одной черты, которая могла бы намекнуть нам о движении живого чувства. О том, что случилось («… я стала женщиной!»), говорится вскользь. Нет осмысления того, что случилось. Сказана, правда, что «я никогда не думала, что я такая!».
Рассказ недаром назван «Легкое дыхание». При чтении нам «легко дышалось», автор не заставил нас переживать, как того требовала бы история путаной жизни провинциальной гимназистки. Это рассказ не об Оле Мещерской, а о легком дыхании. Основная черта этого легкого дыхания – отрешенность, легкость, незрелость души, легкомыслие. Оля Мещерская мечтала о счастье. Вспомним ее разговор с подругой: «Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда, есть?» Текст.
Стремление к счастью неподдельно. Все могло быть иначе, если бы не бездушное порхание по жизни, легкомыслие.
Рассказ «Легкое дыхание» не столько о любви, сколько об отсутствии любви в мире пошлости и бездуховности. Главная героиня произведения прожила свою коротенькую, беззаботную, полную очарования и драматизма жизнь на одном «легком» дыхании. Грациозная красавица, она была словно создана для счастья. Ей казалось, что она будет жить вечно и будет счастлива как никто.
Выстрел казачьего офицера, недалекого и некрасивого, обрывает эту жизнь. Хотя, оказывается, Олю убили гораздо раньше: убил бездуховный быт уездного города, убило убожество провинциальной жизни, проникающее в душу, убила пошлость, воплощенная в образе 56-летнего Милютина – друга отца и брата начальницы гимназии, убили грязь и равнодушие мира, изначально враждебного ко всему красивому, незаурядному.
Грустью овеян рассказ Бунина о «легком дыхании», рассеявшемся после смерти Оли Мещерской в безоблачном небе, в холодном весеннем ветре, в воздухе.
Заключение. Общие выводы.
И.А. Бунин использует целый ряд литературных приемов, чтобы донести до нас свои мысли.
Мы рассмотрели только роль композиции в раскрытии главной мысли произведения. Остается много вопросов: почему писатель, желая изобразить «легкое» дыхание, не выбрал что-то лирическое, безмятежное? Почему он, развивая тему о легком дыхании, выбрал грубое, тяжелое? Подобные вопросы можно назвать риторическими. В художественном произведении часто писатель использует как бы нарочно трудный, сопротивляющийся материал. Возможно, именно это заставляет думать… Подобно этому художник, рисуя дерево, не выписывает каждого листка в отдельности, а дает общее впечатление пятна, так и писатель, отбирает нужные для него события, сильнейшим образом перерабатывает жизненный материал. Мы же с вами определяем наши жизненные оценки.
Домашнее задание.
1. Подготовиться к семинару по творчеству А.Т. Аверченко на тему «Мастерство сатирического изображения действительности».
План семинара.
1. Сообщение о личности писателя.
2. О деятельности Аверченко, как редактора Журнала «Сатирикон».
3. Обзор миниатюры «Робинзоны» (с чтением отдельных эпизодов).
4. Рассказ «Яд», комментарий, чтение отдельных эпизодов.
5. Обзор книги памфлетов о России «Дюжина ножей в спину революции».