Цели: познакомить учащихся с личностью и творчеством И.А. Бунина;

знакомство с ранним периодом творчества писателя.

Метод проведения: лекция с обращением к произведениям писателя.

Оборудование: портрет И.А. Бунина.

 

Ход урока

 

I. Слово учителя.

План урока.

1. Детство, юность И.А. Бунина.

2. Первые книги стихотворений И.А. Бунина.

3. Знакомство И.А. Бунина со своими знаменитыми современниками. Москва.

4. Рассказ "Антоновские яблоки".

Материал к лекции учителя.

И.А. Бунин происходил из старинного дворянского рода, которым очень гордился: в России Бунины были хорошо известны не только в сферах государственных, но в литературных (поэтесса Анна Бунина, знаменитый Василий Жуковский, сын Афанасия Бунина и др.). Детство будущего писателя прошло в последнем родовом поместье разорившегося отца на крошечном хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.

Образованием Бунина занимались домашние учителя, открывшие ребенку мир Гоголя и Пушкина. Особую роль сыграл первый наставник, бывший студент Московского университета Н.О. Ромашков, человек одаренный и образованный. В 1881 г. Бунин поступает в Елецкую гимназию, живет нахлебником в доме Елецкого мещанина, пишет наивные стихи Надсона и Кольцова и занимается самообразованием. Окончить гимназию не удалось: отец Бунина, человек беспечный и непрактичный, страстный любитель лошадей, охоты и карточной игры, не смог заплатить за обучение сына, и в 1886г. Бунин был отчислен. Следующие 4 года своей жизни будущий писатель провел в деревне Озерки, где жил его старший брат Юлий. В 1889г. девятнадцатилетний Бунин переезжает в г.Орел и устраивается на работу в "Орловский вестник".

Первая книга стихотворений И.А. Бунина вышла в 1891 г., в нее вошли произведения 1887-1891г. В робких ученических опытах молодого поэта много подражаемого, но почерк будущего мастера уже заметен: выразительность и экспрессивность сочетаются у Бунина с точностью, наглядностью и удивительной живостью образов.

Основные мотивы раннего творчества Бунина - природа и человек. Поэт не просто замечательный пейзажист, но тонкий психолог и философ. Природа в его ранней лирике - источник гармонии и оптимизма. Все в ней: прекрасное и безобразное - служит "нетленному и неизменному - Вечной красе Бытия!", и только в единении с природой человек чувствует свою связь с жизнью Вселенной.

Программным стихотворением раннего Бунина становится "Шире, грудь, распахнись для принятия..."

Чтение этого стихотворения.

В стихотворении "Шире, грудь, распахнись для принятия..." Бунин заявляет о своем стремлении раствориться в красоте мира и стать частицей безграничного и бесконечного:

Шире, грудь, распахнись для принятия

Чувств весенних - минутных гостей!

Лирический герой ранних стихотворений Бунина наделен необычайной остротой зрения и тонкостью поэтического слуха, которые позволяют ему уловить неуловимое, увидеть невидимое.

Например, в стих-ии "Бледнеет ночь..." он может "услышать воздух":

Еще усадьба спит... в саду темно,

Недвижим тополь матово-зеленый...

(Чтение стих-ия "Бледнеет ночь...")

В основе бунинской выразительности лежит наблюдательность прозаика, которая придает его поэзии точность и зримость.

Например: Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

(Чтение стих-я "Не видно птиц".)

Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни: первое стих-е было опубликовано в 1887 г., а последнее было написано в 1952 г., за год до смерти. "Я поэт, - говорил Бунин, - и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт".

В лирике его изображены прекрасные пейзажи: леса, степи, моря, горы, пустыни: "В степи", "В горах", "Все лес и лес. А день темнеет..." и др. В его стихах представлены все времена года и суток: "Русская весна", "Апрель", "Листопад", "Ночь", "Вечер", "Сумерки".

Лирика Бунина часто основана на библейских мотивах и сюжетах Корана: "Авраам", "Черный камень Коабы".

Поэтические шедевры Бунина: "Вечер", "Свет незакатный", "Листопад", "Звезда дрожит среди вселенной", "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора..." и др. - стали одним из самых замечательных явлений литературы ХХ века и вошли в сокровищницу отечественной лирики.

В 1895 г. Бунин переезжает в Москву, где знакомится со своими знаменитыми современниками - А.П. Чеховым, В.Г. Короленко, А.И. Куприным, В. Брюсовым, сближается с членами известного литературного кружка "Среда". В 1897 г. выходит первая книга рассказов "На край света", за ней последовали "Под открытым небом" (1898), "Стихи и рассказы" (1900) и поэма "Листопад" (1901), получившая в 1903 г. Пушкинскую премию. Ранняя проза Бунина поднимает тему, ставшую впоследствии одной из главных тем творчества, - разорение России. С грустью и болью пишет Бунин о материальном разорении дворянства, об исчезновения с исторической арены целого сословия, длительное время бывшего духовным и интеллектуальным лидером нации. С сожалением он вынужден признать и другое: уходит в прошлое и некогда крепкий и гармоничный крестьянский мир, которого тоже коснулась своим холодным дыханием эпоха. На "грани времен" чувствуют себя герои Бунина в нищей, безотрадной России, и от этого еще сильней и острей становятся воспоминания о былом.

"Антоновские яблоки" - одно из лучших прозаических произведений раннего Бунина. Сюжета как такового в рассказе нет, фабульную канву составляет "поток сознания" безымянного повествователя, складывающийся из фрагментов воспоминаний, переживаний, ощущений и ассоциаций.

Используя прием обращения к памяти персонажа как к внутреннему пространству для развертывания событий, автор воссоздает картину русской стародворянской жизни. Время действия - ранняя и поздняя осень, каждая главка "привязана" к определенному месяцу.

Например, первая главка - это август. Текст, см. стр. 13 (И.А. Бунин, Избранные сочинения, М., "Художественная литература", 1984г.)

"...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпавшими для сева..."(Чтение всего абзаца). Вторая главка - это сентябрь Текст, см. стр. 15 (там же).

"Ядреная антоновка - к веселому году". Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась... Третья главка - это октябрь.

Текст, см. стр. 19 (там же).

"Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями..."

Четвертая главка - это ноябрь. Текст, см. стр. 22 (там же).

"Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья..."

С первых же страниц рассказа перед читателем встает прекрасный мир среднерусской природы: «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад…»

Повествователь словно ведет читателя на экскурсию по тропинкам своей памяти, приглашая его то неспешно пройтись по территории барской усадьбы, то заглянуть на гумно: «Спеши дышать на гумне здоровым запахом обмолачиваемых снопов, лови скорее неповторимый аромат антоновки, вязкий дым вишенных сучьев, идущий от костра…». А после прогулки можно вернуться в старый барский дом, чтобы посидеть там за самоваром, «звенящим чистым серебром», полистать «дедовские книги», в толстых кожаных переплетах, послушать насмешливо грустную кукушку, «выскакивающую из часов». И нам кажется, что в сумраке свет на старинных портретах «кротко и чувственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза» те аристократически красивые женщины, которые когда-то жили в этой усадьбе, чудится, что комнаты наполняются звуками шагов и голосов, что откроется сейчас дверь и войдет в гостиную «прочная» тетка повествователя Анна Герасимовна, а следом за ней – шурин Арсений Семенович, широкоплечий и стройный, «лицом – красавец – цыган», с арапником в руке.

Бунин заставляет нас почувствовать ту «странную и сладкую тоску», которую испытывает сам, рассказывая о прекрасном, еще дышащем жизнью, но уже обреченном на умирание дворянском мире.

Не менее поэтично выписан в рассказе и мир крестьянский. Яркий, многоликий, многоголосый он «населен» разными людьми: здесь и «высокие, большие и белые, как лунь, старики и старухи», и бойкие девки – однодворки, «барские» в своих красивых костюмах.

Повествователь откровенно любуется ими, восхищается разумным укладом крестьянской жизни, умением хозяйничать на своей земле.

Текст, см. стр. 17 (там же).

«Крепостного права я не знал и не видел, но помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его. Въедешь во двор и сразу ощутишь, что тут еще вполне живо. Усадьба – небольшая, но вся старая, прочная, окруженная столетними березами и лозинами. Надворных построек – невысоких, но домовитых – множество, и все они точно слиты из темных дубовых бревен под соломенными крышами».

«И помню, - говорит повествователь, - мне порою казалось на редкость заманчивым быть мужиком».

Запомнить все то, что «достойно памяти» - светлое, доброе, самобытное, исконно русское,- эту задачу Бунин мастерски выполнил в своих рассказах «Антоновских яблоках».

Домашнее задание.

1.    Прочесть рассказ «Господин из Сан-Франциско».

2.    Подготовиться к комплексному анализу рассказа «Господин из Сан-Франциско» по следующему плану:

1)    Из истории создания рассказа

2)    Сюжетная организация рассказа

3)    Временное и пространственная организация рассказа

4)    Предметная детализация

5)    Ритмическая и звуковая организация рассказа

6)    Об интерпретации рассказа

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru