Цели: обучение анализу текста художественного произведения;

развивать логичность мышления учащихся, систематичность, последовательность изложения мыслей через общение с текстом художественного произведения.

Метод проведения: беседа.

Оборудование: портрет А.И. Куприна, грамзапись "Аппассионаты" Бетховена.

 

Ход урока

 

I. Слово учителя.

В 1910 году Куприн писал Ф.Д. Батюшкову: "Это - помнишь, - печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Желткова, который был безудержно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова, - теперь губернатор в Вильно".

В своей книге "На чужбине" сын губернатора Лев Любимов рассказывает, что канву "Гранатового браслета" Куприн почерпнул из их семейной хроники".

II. Работа с текстом рассказа "Гранатовый браслет".

Задание №1. Повесть открывается описанием северного побережья Черного моря. Какова роль

пейзажа в начале повести? Можно ли назвать этот пейзаж психологическим.

Чтение фрагмента, стр. 376

(А.И. Куприн. Повести. Рассказы, "Классик", М., 1999г. - далее стр. указаны по этому

источнику).

"В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То целыми сутками тяжело летал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык" , и т.д.

(Пейзаж можно назвать психологическим. Уже в первом абзаце рассказа намечается трагический финал произведения. Мир природы, к которому Куприн всегда проявлял большой интерес, как бы сопереживает тому, что случится в жизни героев "Гранатового браслета": "наступили отвратительные погоды", "густой туман", "сирена ревела", точно бешеный бык, "свирепый ураган", "дико завывало в печных трубах", "баркасы заблудились в море", "трупы рыбаков".

Обращение к пейзажу как психологическому средству литературы традиционно для

А.И. Куприна, в этом он является последователем М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского,

Л.Н. Толстого).

Задание №2. Расскажите об Анне Николаевне - сестре княгини Веры Николаевны Шеиной. Сестра не играет значительной роли в развитии сюжета. Почему же, по-вашему, Куприн уделил много внимания рассказу о ней?

Обращение к тексту рассказа: стр. 379 - портрет Анны Николаевны.

"Младшая - Анна, - ... унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя... Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная..."

стр. 379 - о семье Анны Николаевны, ее муже:

"Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком... Мужа она терпеть не могла..."

(Ведущие черты в характере Анны Николаевны: веселая безалаберность, иногда странные противоречия в поведении, охота к флирту, любовь к азартным играм, острым зрелищам, сильным впечатлениям.

Однако отличалась сильной набожностью.

Анна Николаевна противопоставлена своей сестре Вере Николаевне. Ее можно в целом характеризовать как несчастливую женщину, которая, выбрав имидж легкомысленной кокетки, прячет свою тоску по любви от посторонних глаз.

Сестры с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой.

По внешности они до странного не были схожи между собою. Вера, старшая, пошла в мать, красавицу англичанку: "строго проста", "царственно спокойна".

Царское спокойствие Веры Николаевны разрушает Желтков. Редчайший дар высокой и безответной любви подарен именно Вере Николаевне, женщине не только красивой, но и честной, чистой, независимой).

Задание №3. На именины Веры Николаевны приехало много гостей. Кто эти гости? Кто из них особенно дорог Вере Николаевне?

Обращение к тексту, гл. IV, стр. 384 - 389, выборочное чтение.

(Среди обычных друзей в качестве интересной личности должен быть профессор Спешников, затем сестра мужа вдовая Людмила Львовна, светский шалопай Васючок, знаменитая пианистка Женни Рейтер, муж Анны Николаевны. Самым дорогим гостем был генерал Аносов).

Чтение фрагмента, гл. IV стр. 386.

"Генерал Аносов был боевым товарищем и преданным другом покойного князя..."

(Генерал Аносов смотрится среди гостей "по нынешним нравам" как "обломок старины". Но именно с ним Вера Николаевна может вести разговор по душам. Генерал Аносов, этот "обломок старины"произносит такие слова:

обращение к тексту:

стр. 405 "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные

удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться".

стр. 47 "... почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Для нее,

если она любит, любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную!"

В этих словах, вложенных в уста старого генерала, заключено нравственное кредо писателя).

Задание №4. Расскажите историю любви Желткова.

(Вера Николаевна ни разу его не видела. Не знает точно его фамилии: в письмах он подписывался Г.С.Ж. Однажды он обмолвился, что служит в каком-то казенном учреждении, о телеграфе он не упоминал ни слова. Он жил в доме, соответствующем его положению: шестой этаж, лестница пахла мышами и кошками. Комната его была очень низкой, но широкой, похожей на кают-компанию грузового парохода. Из мебели - кровать, диван и стол. Он был высок ростом, худощав, с длинными мягкими волосами.

В течение семи лет он любит Веру Николаевну. Когда она была еще не замужем, он писал

ей "глупые письма и ждал на них ответа".

Последний его поступок: он присылает на день рождения Вере Николаевне гранатовый браслет, купленный на казенные деньги: текст, стр. 392 "Он был золотой, низкопробный, но очень толстый... Но зато посередине браслета возвышались... пять прекрасных гранатов-кабошонов...")

Вопрос классу: Некоторые литературоведы называют любовь телеграфиста Желткова к княгине В.Н. Шеиной ущербной? Как считаете вы?

(На мой взгляд, любовь вообще не бывает ущербной. Это понял и муж Веры Николаевны Василий Львович Шеин).

Обращение к тексту, чтение фрагмента "Встреча двух светских людей с бедным служащим".

гл. Х , стр. 412 - 417, выборочное чтение.

(В этой встрече мужчин, разных по социальному происхождению, нравственную победу одерживает Желтков. Несмотря на свое сильное смущение за "заплеванную лестницу", по которой поднимались к нему князь В.И. Шеин, губернаторский предводитель дворянства и Н.Н. Мирза-Булат-Тугановский, товарищ прокурора, несмотря на "дрожащие руки", теребящие пуговицы, Желтков не теряет чувство собственного достоинства. Он рассказал о своей любви этим господам, как будто покатясь с "обрыва", задыхаясь, ловя ртом воздух, вдохновенно...

Умный князь не стал читать строгих нотаций, как собирался сделать ранее. За чувство любви нотации не читают. Это поступок - не грех и не проступок. Муж Веры Николаевны понял душевную трагедию этого человека. Он сумел подняться над прежним презрительным отношением к анонимному поклоннику своей жены. В этом и заключается нравственная победа Желткова).

Задание №5. Определите кульминацию рассказа.

(Страницы, где описана смерть Желткова, - это кульминация сюжета. Смерть этого человека нравственно возвысила его в глазах Веры Николаевны и покорила ее.

Обращение к тексту, гл. XII, стр. 420 - 422, выборочное чтение.)

(Чувство Желткова настолько могущественно, перед расставанием с жизнью он узнал какую-то глубокую и сладкую тайну. И не потому ли выражение его мертвого лица то же самое, что и на масках "великих страдальцев - Пушкина и Наполеона".

Вера Николаевна впервые испытала совершенно не свойственное ей утонченное духовное состояние. Он завещал ей послушать бетховенскую сонату. Под звуки божественной "Аппассионаты". Бетховена мы, автор и Вера Николаевна оправдываем и возвышаем такую любовь).

Грамзапись. "Аппассионата" Бетховена.

Под звуки божественной мелодии слагаются слова "Да святится имя твое". Чувствительный рефрен не разочаровывает даже самых взыскательных читателей.

Заключительное слово учителя.

"Гранатовый браслет" - рассказ о любви, которая является основой всего сущего на земле.

Герои произведения - уважаемые и обеспеченные люди, принадлежащие к "высшему сословию", у них есть в жизни все. Но до той поры, пока в их жизнь не вторгается "маленький" человек Желтков со своей нелепой и неприличной, с их точки зрения, любовью к княгине Вере Николаевне, никто из них не задумывается о том, какую роль играет любовь в жизни человека. Слова старика – генерала Аносова: "Не вижу настоящей любви" - становятся "ключом" к пониманию всего происходящего в рассказе.

Оказывается, что жизнь практически всех героев лишена настоящей любви. Князь Василий Львович и княгиня Вера Николаевна Шеины связаны скорее чувством любви - дружбы, сестра Веры замужем за человеком, которого терпеть не может, ее брак - любовь-компромисс.

Николай Николаевич, брат Веры, не женат и считает, что право на любовь имеют только люди, равные по социальному положению; сестра князя Шеина Людмила Львовна – вдова; у генерала Аносова в жизни было много приключений и увлечений, но никогда не было настоящей любви.

Один только бедный чиновник, телеграфист со смешной фамилией, способен на чувство, которое оказывается сильнее смерти. Оно становится и величайшей радостью, и величайшей трагедией, и величайшей тайной. Оно может составить смысл жизни и стать ценой жизни.

Столкновение "маленького человека" с холодным и равнодушным светским обществом заканчивается смертью героя. Но эта смерть разбудила спящее до той поры сердце Веры Николаевны, и заставило ее страдать от чувства великой потери - потери единственной в ее жизни настоящей любви.

Куприн плакал над рукописью "Гранатового браслета", плакал скупыми и облегчающими слезами... говорил, что ничего более целомудренного не писал. Почему плакал? Вариант торжествующего чувства - святая любовь, которая сильнее смерти, - в этом видел смысл жизни писатель. В жизни все иначе: несовпадение желанного и существующего встречается чаще. Это грустно. Не о такой ли любви мечтал сам А.И. Куприн? В эмиграции, в течение ряда лет, 13 января - в конце старого русского Нового года уходил он в маленькое "бистро" и там один, сидя за бутылкой вина, писал нежно и почтительно любовное письмо к женщине, которую любил тайной любовью. Потребность в идеальном,

очищенном от всего житейского романтическом чувстве, мечта о красивом чувстве, на которое, воз-

можно, способен один из тысячи, жила в писателе до конца дней.

Именно в этом заключен главный смысл "Гранатового браслета", здесь и тема, и идея, и проблема. Романтическое поклонение женщине рыцарское служение ей, целомудрие купринских героев - не об этом ли мечтают люди 21 века, уставшие от примет нашего времени: циничного отношения к высокому, порой доходящего до откровенного разврата.

Произведения А.И. Куприна о любви близки нам, их читаем, над ними плачем. Они привлекают мировой кинематограф: создан французский фильм "Колдунья" по мотивам повести "Олеся", советские фильмы по мотивам повести "Поединок" и рассказа "Гранатовый браслет".

Домашнее задание.

Подготовится к сочинению по творчеству А.И. Куприна

 

Темы сочинений

1. Художественное своеобразие одного из произведение А.И. Куприна.

2. Своеобразие кульминационной сцены одного из произведений русской литературы ХХ века

(по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет").

3. "Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть..." А.П. Чехов. (По одному из

произведений А.И. Куприна).

4. Тема любви в прозе А.И. Куприна (На примере одного из рассказов).

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru