Цели: познакомить учащихся с личностью писателя, его художественным миром;

продолжить обучение учащихся анализу текстов художественных произведений.

Метод проведения: лекция; эвристическая беседа; сообщение учащихся.

Оборудование: портрет А.М. Горького; книжная выставка художественных произведений писателя. (На книжной выставке представлены: двухтомник «Очерки и рассказы» (1898 г.); роман «Фома Гордеев» (1889 г.); пьесы «Мещане» (1901 г.), «На дне» (1902 г.), «Дачники» (1904 г.) и др., роман «Мать» (1906 г.), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911 г.г.); «Сказки об Италии» (1911-1913 г.г.); трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»; «Несвоевременные мысли»; «Жизнь Клима Самгина».

 

Ход урока

 

I. Слово учителя.

(Знакомит учащихся с темой урока, целями, планом проведения данного урока, задачами, стоящими перед старшеклассниками в ходе изучения творчества А.М. Горького).

План урока.

1.    Судьба писателя и его «литературная биография».

2.    Вынужденная эмиграция М. Горького и личность писателя в воспоминаниях В. Ходасевича.

3.    Истоки романтической прозы. Анализ рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

II. Задание классу: Записать основные положения лекции учителя.

Материал к первому вопросу. (Лекция учителя).

Максим Горький – это псевдоним; настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Он родился 16 (28) марта 1868 г. В Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 г. В Горках, под Москвой. Отец будущего писателя М.С. Пешков – столяр-краснодеревщик, работал в мастерских Волжского пароходства, затем управлял пароходной конторой в Астрахани. Мать В.В. Каширина, дочь владельца красильного заведения.

Рано потерявший отца (он умер в 1871 г.), Горький воспитывался в доме деда. Большую роль в формировании Горького сыграла бабушка А.Н. Каширина.

В 1877 г. Горький поступает в Нижегородское слободское Кунавинское училище, где он проучился один год, получив за «отличные успехи в науках» похвальный лист и книги. Больше учиться не пришлось: дед разорился, и одиннадцатилетнему подростку пришлось идти «в люди»: он был мальчиком в обувном магазине, посудником на пароходе, занимался ветошничеством, работал в иконописной мастерской, в театре, на строительстве, был помощником чертежника и т.д.

В 1984 г. шестнадцатилетний Горький отправился в Казань, надеясь поступить в университет. Осуществить мечту не удалось и ему вновь пришлось зарабатывать себе на хлеб нелегким трудом чернорабочего. В Казани Горький познакомился с миром трущоб: он жил в ночлежке и хорошо изучил «типы» ее обитателей. Горький сближается с народнически настроенной интеллигенцией, участвует в нелегальных «кружках саморазвития», посещает сходки, тайные собрания, но ответов на мучившие его вопросы о причинах всеобщего неблагополучия так и не находит. Жизнь представлялась Горькому настолько безысходной, что в декабре 1987 г. Он решается на самоубийство. Опасная рана (прострел легкого) дала осложнение – легочную чахотку.

Оправившись после ранения, Горький вместе с революционером – народником М.А. Ромасем летом 1888 г. Уехал в село Красновидово для просветительской работы среди крестьян. Осенью 1888 г. Начинается его «хождение по Руси», предпринятое с целью более близкого знакомства с наром. Горький побывал на рыбных промыслах Каспия, работал на станциях Грязе-Царицынской железной дороги, исходил всю Моздокскую степь. В 1889 г. Он был арестован за связи с революционными народниками и с тех пор находился под надзором полиции. Возвратившись в Новгород, Горький активно занимается самообразованием, осваивает труды по философии, истории, искусству, знакомится с писателями Н.Е. Карониным-Петропавловским и В.Г. Короленко. Весной 1891 Горьким было предпринято второе «хождение по Руси». Он побывал в Поволжье, на Дону, на Украине, в Бесарабии, откуда через Крым и Кавказ отправился в Тифлис. 

Творческая деятельность писателя начинается с 1892 г. с публикации в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». С 1893 г. Горький печатается во многих журналах и газетах Поволжья. Выпущенный в 1898 г. двухтомник «Очерки и рассказы» получает всеобщее признание. О писателе заговорили в критике, его произведения стали переводить на европейские языки.

В раннем творчестве Горького отчетливо прослеживаются две линии – романтическая и реалистическая, то соседствующие, то причудливо переплетается переплетающиеся между собой. В своих романтических произведениях, таких как: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Хан и его сын», «Немой», «Девушка и смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» - Горький создает особый художественный мир, населенный удивительными героями. Исключительные персонажи Горького несут в своих характерах «единственное начало» в его «максимальном проявлении». Их романтический идеальный мир противостоит миру реальному. Вся сложная система художественных средств (композиция, пейзаж и т.д.) подчинена задаче раскрытия характеров. Например, для Лойко Зобара и красавицы Радды («Макар Чудра») высшей ценностью является свобода. Гордые герои не могут поступиться ею даже ради любви. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя…» - говорит Радда. Романтическое противоречие неразрешимо. Оно может окончиться только смертью, ибо любовь – это всегда компромисс, а его то и не признает сознание романтика.

Проблема любви – главная проблема сказки «О маленькой фее и молодом чабане». Маленькая фея Майя, дочь царицы сумрачных лесов, уходит в вольную степь к чабану и погибает – «не ладится песня свободы с песней любви».

Романтический мотив противоборства человека и судьбы звучит в сказке «Девушка и смерть», но в этом произведении силы зла, персофицированы в образе царя и Смерти, оказываются побежденными силой любви:

Девушка – свое:

Обнимет милый,

Ни земли, ни неба больше нет.

Душа полна нездешней силой.

И горит в душе нездешний свет.

Нету больше страха перед Судьбою,

И ни бога, ни людей не надо!..

Один из самых ярких романтических рассказов - "Старуха Изергиль" (1895 г.). Система художественных образов в нем строится по принципу двуполюсности. На одном полюсе - Данко, воплощающий романтический идеал (любовь к людям и самопожертвование), на другом - Ларра с его призрением ко всем и крайним индивидуализмом, антиидеал. Легенду о них рассказывает Старуха Изергиль. Она в центре системы персонажей, её рассказ о собственной жизни - "идеологический" контрапункт произведения. Основная идея рассказа о Ларре - невозможно жить без людей, только для себя. Идея рассказа о Данко - смысл жизни в том, чтобы жить с людьми и жить ради людей. Жизнь Изергиль доказывает возможность третьего варианта: можно жить среди людей, но в то же время жить только для себя. Зная, в чём состоит смысл жизни, высоко ценя людей типа Данко, сама Изергиль прожила свою жизнь не так, как могла бы, исходя из возможностей, отпущенных ей природой. Изергиль бессознательно тяготеет к полюсу Ларры, хотя сама осуждает этого героя.

Повествователь - единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах - занимает важное место в системе персонажей. И не только потому, что именно его глазами читатель воспринимает всё происходящее. Повествователь отрицает романтическую позицию героев и показывает её исчерпанность, несмотря на всю её красоту и возвышенность.

III. Задание классу:

1). Прочесть в учебнике "Русская литература XX века", 11 класс, М., Изд. дом "Дрофа", под редакцией В.В. Агеносова статью "Биография писателя".

2). Записать основные положения вышеуказанной статьи.

IV. Заслушивание основных положений статьи учебника "Биография писателя".

Примерный конспект данной статьи.

1). Творческий путь А.М. Горького начинается с публикации рассказа "Макар Чудра" (1892 г.).

2). Семья. Детство. В "людях".

3). Казанский период: самообразование, знакомство с марксистскими идеями.

4). 1888 г. - первое путешествие по Руси

5). 1898 г. - первый двухтомник очерков и рассказов писателя.

6). Роман "Фома Гордеев" - широкая известность.

7). Пьесы "Мещане", "На дне", "Дачники", "Дети Солнца".

8). 1905 г. - знакомство с В.И. Лениным. Остров Капри, партийная школа. Каприйский период: пьесы "Последние", "Васса Железнова", роман "Жизнь Матвея Кожемякина".

9). 1913 г. - возвращение в Петербург

Цикл рассказов "По Руси", "Детство", "В людях".

10). "Несвоевременные мысли" - неоднозначное восприятие революции. Революция - тотальное разрушение жизни.

11). 1921 г. - отъезд за границу; туберкулёз; сложные отношения с Зиновьевым и Лениным. Эпопея "Жизнь Клима Сальгина".

12). 1931 г. - возвращение в Советский Союз. Первый советский официальный писатель. Личные отношения со Сталиным.

13). М. Горький - два человека.

1). Публицист (пишет о труде заключённых как о достижении советской власти:

Беломорканал).

2). Художник (пишет о судьбе личности в страшной действительности XX века, лишающей человека естественной для него социальной и творческой свободы).

V. Сообщение учащихся. (По второму вопросу плана урока).

Тема сообщения: "Вынужденная эмиграция Горького и личность писателя в воспоминаниях В. Ходасевича.

(Данное сообщение имеет своей целью расширить знания учащихся о сложной, трагичной судьбе художника, в частности М. Горького, в России. Материал к сообщению учащиеся найдут в следующем источнике: Ходасевич В.Ф. "Колеблемый треножник". Избранное. - М., 1991 г.)

Общие выводы по первому и второму вопросам плана урока.

Один из самых противоречивых писателей своего времени, Горький создал в своих произведениях образ своей эпохи - такой, какой видел её и понимал. В художественном мире Горького мы не найдём, пожалуй, ничего, что требовало бы снисхождения будущих поколений читателей и извинялось бы ссылкой на страшные обстоятельства эпохи.

VI. Материал к третьему вопросу плана урока.

(Истоки романтической прозы. Анализ рассказов "Макар Чудра" и "Старуха Изергиль").

Слово учителя:

"Хочу красоты и всего хорошего" - эти слова довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны мало кому известным тогда в России писателем. Этот писатель позднее вошёл в литературу под именем Максима Горького. В неоконченной "Биографии" (1893) Горький пишет: "Я смотрел в глаза и ждал помощи. А перед ними вместо этой помощи вскакивали мутные пузыри человеческих отношений... Все только и помышляют, как бы это поблагочестивее объегорить друг друга. Лгут и притворяются..."

Всё это угнетало и наводило тоску. Хорошо известны слова автора о том, что "всем, что во мне есть хорошего, я обязан книге". Эта часть часто цитируемая фраза в полной мере не отражает процесс формирования Максима Горького. Да, конечно, книжные премудрости были очень важны для начинающего писателя. Но были и другие истоки. Это общение с огромным количеством интересных личностей.

Наделённый от природы феноменальной памятью ("лошадиной"), Горький жадно впитывал всё, что слышал от людей. "Человек рассказывающий" - вот кто поразил Пешкова еще в юности. Наверное, поэтому в раннем творчестве М. Горького встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а рассказчиком. Молодой Горький очень интересовался устным народным творчеством. В фольклоре его привлекала установка на предельно обобщённый образ. Другими словами, какая-либо одна черта - гордость, трудность, благородство и т. д. - всегда в основе фольклорного образа. Это позволяет сразу отнести героя к стану добра или зла. А значит усилить нравственную силу произведения. Это привлекло молодого Горького. Ещё привлекало и то, что в сказках, преданиях и легендах борьба, в которую вступают персонажи, всегда ведётся до конца - половинчатый результат невозможен. Посмотрим, как это претворяется в рассказе "Макар Чудра".

Эвристическая беседа с классом

Возможные вопросы классу:

Вопрос 1. От имени кого ведётся рассказ "Макар Чудра"? Почему историю Лойко и Радды рассказывает человек, именем которого и названо произведение?

(Рассказ ведётся от имени старого цыгана Макары Чудры. Его именем произведение названо не случайно: этим подчёркивается, что рассказанная им легенда о Лойко и Радде раскрывает именно его мировоззрение, именно его понимание жизненных ценностей. Макар Чудра как рассказчик выполняет сложную функцию. От него исходят как бы обрамляющие легенду и пейзаж, и портретные характеристики, и емкие комментарии по поводу смысла жизни).

Обращение к тексту рассказа.

(прочесть первый абзац: "С моря дул властный, холодный ветер..." М. Горький. Избранное. Карельское книжное издательство, Петрозаводск. 1968 г.)

Вопрос 2. Какие советы даёт Макар Чудра юноше - собеседнику?

("... не верь девкам и держись от них подальше...", "ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай...", "А тебе чего до этого? Разве ты сам - не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя").

Вопрос 3. Почему Макар Чудра, где только не побывавший, сохраняет в памяти именно быль о Лойко и Радде?

(Самое сильное впечатление, полученное от жизни. Радда и Лойко будят фантазию, рождают надежду на появление людей "с солнцем в крови").

Вопрос-задание 4. какие два мира противопоставлены в легенде о Радде и Лойко? Перескажите содержание легенды.

(В легенде два мира: один - идеальный мир, романтический; другой - реальный, противопоставленный первому. Противопоставление романтика и окружающего мира - основная черта романтизма как литературного направления).

Вопрос-задание 5. Обратите внимание на одушевлённость пейзажа.

текст, стр. 89, 100. ("мгла осенней ночи вздрагивала", "море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре...")

(Безграничность моря и степи подчёркивают безграничность свободы, которую так хотели сохранить Лойко и Радда).

Вопрос 6. Почему погибли Радда и Лойко?

Что было невозможно для них?

(Текст " - Вот какое дело, товарищи: смотрел в своё сердце этой ночью и не нашёл места в нём для старой вольной жизни..."

Радда и Лойко погибли из-за нежелания променять свободу на любовь, которая ко многому их обяжет).

Общие выводы.

В своих ранних произведениях М. Горький предстаёт перед читателями как писатель-романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности. Эта личность вступает один на один с миром. Герой романтического произведения, как правило, на голову выше людей, окружающих его. Этим обусловлено столь типичное для романтического героя одиночество, которое чаще всего им мыслится как естественное состояние.

Герой-романтик находит равное себе лишь в общении со стихией, с миром природы.

Герой рассказа Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс вообще немыслим для романтического сознания.

Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают Радда и Лойко, может разрешиться только смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовь, не знающей границ, ни гордостью, доведённой до абсолюта: "Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою, - и тогда я буду твоей женой". (Радда). - "Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая! - на всю степь гаркнул Лойко да, бросившись наземь, прильнул устами к ногам мертвой Радды и замер".

Любовь предполагает и смирение, и способность покориться. Этого не могут сделать ни Лойко, ни Радда. Так считает повествователь, герой рассказа цыган Макар Чудра.

А какова авторская позиция? Автор не согласен с позицией Макара Чудры. С одной стороны, автор восхищен красотой и бескомпромиссностью героев легенды. А с другой стороны, он видит бесплодный исход такого положения: ведь и после смерти Лойко в своей погоне никогда не поравняется с гордой Раддой: "А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой".

VII. Материал к работе над рассказом "Старуха Изергиль". Эвристическая беседа.

Слово учителя.

За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" М. Горький писал: "Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд. Пусть будет ясное сознание ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет спокойной, острой болью и жаждой будущего - страстным мучением".

Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, мобилизующее слово. Уже в ранних произведениях оно было найдено. Горький мечтал об идеале цельной и гармонической личности. Такую личность трудно было встретить в текущей действительности. Появилось естественное желание обрести подлинного героя, опираясь на народную память, оставленную в легендах и сказаниях. Это одна из причин того, что в горьковской прозе 90-х годов возникла романтическая линия. Подвиг личности во имя личного счастья - проблема как будто традиционная для геройско-романтической литературы. Однако Горький даёт ей новое "прочтение" и оригинальное воплощение.

Именно с этих позиций попробуем проанализировать рассказ "Старуха Изергиль". (1894 г.).

Вопрос 1 классу: Какая картина открывается перед нами в вводной части рассказа?

текст, М. Горький, "Избранное", карельское книжное изд-во, Петрозаводск, 1968 г.

("...мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами..."; "женщины и девушки - весёлые, гибкие..."; "ветер тёк широкой, ровной волной..." - яркая, чарующая картина. А рядом с этим - Изергиль, "согнутая пополам", с голосом, который "хрустел", "точно старуха говорила костями".

Возникает ощущение того, что , несмотря на яркие краски вводной части, картина всё-таки лишена полной гармонии. Наверное, потому, что человеческое существование быстротечно. И это грустно, что жизнь быстро кончается. Но есть в человеческом существовании еще более горькие явления.

Человеческая натура многогранна: многие словно "родятся стариками", а другие - жизнерадостны, одинаково красивы и в труде, и в любви, и внешне. Писатель пытался создать в рассказе качественно новое, гармоническое состояние личности. вероятно, с этой целью он вводит в повествование легенду).

Вопрос-задание 2. Передайте содержание легенды о Ларре и Данко.

(учащиеся пересказывают содержание главы I - легенды о Ларре; содержание главы III - легенды о Данко).

Вопрос 3. Обратите внимание на истоки поведения легендарных героев. В чём вы видите корень трагедии Ларры?

(Ларра "считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя". Отчуждение от себе подобных - вот причина трагедии и смысл наказания Ларры. Отец Ларры - одинокий хищник, орёл. И не случайно убийцу Ларру судит древний народ, живущий сообща и руководимый мудрыми старейшинами.

Ларра презрел священные законы человечности, единения. И потерпел крах.

В разрушении связи между людьми Горький видел причину утраты смысла жизни. Бессмысленной станет она для тех, кто замкнётся в себе).

Вопрос 4. Не менее поучительна легенда о Данко. Что предшествует этой легенде в произведении?

(Легенде предшествует воспоминания Изергиль о прошлом. Изергиль в центре системы персонажей, её рассказ о собственной жизни - это повествование о том, как во имя любви женщина не боялась жертвовать собой. Именно в уста этой героини писатель вложил слова о том, что "в жизни всегда есть место подвигам. Эта мысль получит своё продолжение в самоотверженном служении Данко своему народу.

Изергиль высоко ценит людей типа Данко. Однако сама прожила жизнь не так, как мечтала. Грустные раздумья о прожитой жизни получают в легенде о Данко широкий смысл.

Едва ли не впервые в романтической литературе Горький пишет о подвиге в атмосфере, где царят эгоистическая мораль и инертная воля. именно в такой сфере оказался Данко).

Вопрос 5. Окружение Данко оказалось несостоятельным. Почему же Данко отдал своё сердце жалким, трусливым созданиям?

текст, "Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!"; "Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе?"

(Данко не ушёл от своего несостоятельного окружения, потому что "он любил людей" и хотел в их душе пробудить светлые порывы. Несмотря на то, что люди в мстительной злобе за трудный путь обрушиваются на своего вдохновителя идти "вперёд", они вышли к солнцу. Любовь Данко помогла племени обрести свободу. Но люди "не заметили смерти его и не видели, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце". А кто-то "осторожный" даже наступает на гордое сердце ногой).

Общие выводы. В жизни людей духовная бедность, разобщенность делают мир скучным, унылым, однообразным. М. Горький искал в поэтическом сказании о Данко недостающее в действительности. Рассказ заключается авторской думой "о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд". Мечты о подвиге всегда существуют!

Домашнее задание: прочитать рассказ А.М. Горького "Челкаш".

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика