Цели: познакомить учащихся с личностью писателя, дать общую характеристику его творчества;

продолжить работу по обучению анализу текстов художественных произведений.

Метод проведения урока: обзорная лекция с обращением к произведениям А. Куприна; чтение и анализ фрагментов.

Оборудование: Портрет писателя; выставка книг, написанных А. И. Куприным; критической литературы о творчестве писателя.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Передать содержание лекционного материала "Общественные условия развития литературы в начале XX века. Развитие искусства в России начала XX века. Главные литературные направления».

2. Ответы на заданные вопросы (нужно было по характерным признакам определить идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе 18-19 веков).

Ответы учащихся следует обобщить в тетрадях в виде таблицы:

 


 

II. Новая тема.

План урока.

1. Творческий путь писателя. Общая характеристика.

2. Резко отрицательное изображение капитализма в повести "Молох". Образ честного гуманиста-правдоискателя инженера Боброва.

3. Тема судьбы простого русского офицера Георгия Ромашова в повести "Поединок".

4. Гимн человеку, его творческому духу в рассказе "Гамбринус"

(План урока записывается в тетради учащихся)

Материал к лекции учителя. Задание классу: записать осн. положения лекции.

Слово учителя. Черты реализма начала XX века оригинально появились в творчестве писателей. Каждый из писателей-реалистов создал свой художественный мир. Уже на рубеже веков восхищенное поклонение читателей снискали А. Куприн, М. Горький, И. Бунин, И. Шмелев, А. Аверченко.

А.И. Куприн прожил 68 лет. (1870 - 1938 г.г.). Он родился в семье мелкого чиновника, который умер, когда сыну не исполнилось и года. В 1870 году вместе с матерью Любовью Алексеевной (урожденной Кулунчаковой) и двумя сестрами семья переезжает в Москву. В шесть лет Куприн был отдан в Разумовский сиротский пансион, а затем в 1880 году - во Вторую Московскую гимназию, которая через два года была реорганизована в кадетский корпус. После окончания корпуса в 1888 году он поступил в Третье Александровское училище и летом 1890г. был зачислен в чине подпоручика в 46 Днепровский пехотный полк.

Получив в 1894г. долгожданную отставку, Куприн переехал в Киев и начал работать репортером в местных газетах. Он пишет очерки, заметки, фельетоны, обдумывает темы будущих рассказов, повестей. Ранние произведения Куприна: рассказы "Дознание", "Впотьмах", "Лунной ночью", "Местная глушь"- созданы с 1893 по 1896 г.г., пестры по тематике и тональности. В них внимание автора сосредоточено в основном на жизни демократических слоев общества.

Литературную известность принесла Куприну повесть "Молох" (1896), в основу которой были положены личные наблюдения писателя, сделанные им во время пребывания на Юзовском металлургическом заводе.

Главная тема повести - тема капитализма - была не нова для русской литературы. Но "Молох" становится одной из первых в отечественной прозе попыток не только нарисовать картину жизни большого сталелитейного завода, но и дать обобщенную характеристику русского капитализма, основанного на чудовищном насилии над личностью.

Название повести символично. Молох - кровожадный идол аммонитян, в раскаленную пасть которого бросали приносимых в жертву людей. У Куприна Молох - это и капиталистический строй в целом, и конкретный завод, и его владелец Квашнин.

Почти до самого конца повести рабочие ведут себя как безропотные жертвы зловещего идола,

требующего "теплой человеческой крови".

Главный герой повести - молодой инженер Бобров, интеллигентный, мягкий человек. Он потрясен нищетой рабочих, создавших своим трудом огромные богатства. Его поражает, что на заводе не встретишь людей старше сорока - сорока пяти лет, "двое суток работы пожирают целого человека". Сознает Бобров и то, что его труд - только средство обогащения Квашнина. Сочувствуя рабочим он пытается бороться с несправедливостью, но его протест бессилен, ибо не имеет под собой никакой опоры. Ощущая

себя одиноким в мире зла и насилия, герой не может защитить ни рабочих, ни себя, ни любимую девушку. Деньги в этом мире оказываются могущественнее любви.

Считается, что в образе Боброва, человека душевного, чуткого, мучительно остро воспринимающего противоречия современной жизни, но не видящего путей изменения действительности, впервые наметился знаменитый тип купринского героя правдолюбца.

Наиболее значительные произведения Куприна были созданы в начале XX века. В 1901 году писатель приезжает в Петербург. Здесь он знакомится с Горьким, который оказал на него существенное влияние.

В 1905 году вышла в свет повесть Куприна "Поединок", считающаяся одним из лучших его произведений.

Проблематика "Поединка" выходит за рамки традиционной "военной" повести. В произведении дано не только принципиально новое осмысление жизни русской армии, но и представлена картина жизни всего русского общества в целом. Кризис, охвативший армию, в повести Куприна становится лишь отражением всеобщего общественного неблагополучия. В произведении поднимаются важнейшие вопросы современности: взаимоотношения личности и общества, интеллигенции и народа, пробуждающееся самосознание русского человека, пути освобождения от духовного гнета.

В основе сюжета - драматическая судьба простого русского офицера Георгия Ромашова. В чем-то Ромашов напоминает героя "Молоха", инженера Боброва, но характер его значительно сложнее и психологически весомее.

В повести следует различать несколько тематических линий: жизнь солдат, личные отношения Ромашова и Шурочки Николаевой, взаимоотношения офицеров с солдатами, жизнь офицерства.

Полк, офицерство и солдаты написаны крупным планом, и все они взаимодействуют с главным героем повести Ромашовым.

Какова жизнь офицеров? Чем они занимались?

Перед нами в повести открываются такие картины:

текст, стр. 91 "Хлебников! Дьявол косорукой!.."

стр. 113 "О, как надоело ему видеть каждый день все те же убогие немногочисленные

предметы его "обстановки"

(А.И. Куприн. Повести. Рассказы. М.,"Классик", 1999 г., далее стр. по этому источнику).

Пьянство, картежная игра, сплетни, жесткие забавы, животное прозябание.

Страшен и другой мир - мир казарм, где каждый год в один день вешаются солдаты, до идиотизма запуганные, забитые.

Вот перед нами солдаты на смотре:

текст, стр. 100 "Полковник Шульгович был сильно не в духе. Он обходил взводы, предлагал солдатам вопросы из гарнизонной службы и время от времени ругался матерными словами..."

Для офицеров солдаты - быдло. Куприн неоднократно подчеркивает этот факт.

Есть в повести еще один "срез" полковой действительности. Автор раскрывает характер незаурядных людей, которые, однако, тоже оказываются пораженными неизлечимым недугом. Таковы Назанский и Шурочка Николаева. Оба они, безусловно, одарены, утонченно восприимчивы. Вот мысли Назанского о жизни офицеров: текст, стр. 132 "Я ненавижу, например, военную службу, но служу..."

Но Назанский и Шурочка внутренне сломлены. (один алкоголик, вторая - карьеристка). На романтически настроенного Ромашева военная служба, жестко ограниченная рамками кастовых условностей и карьеристских устремлений, производит отталкивающее впечатление. Он чувствует что где-то есть другая жизнь, что где-то "живут совсем, совсем другие люди, и жизнь у них такая полная, такая радостная, такая настоящая. Где-то люди борются, страдают, любят широко и сильно..."

Столкновение с сослуживцами, начальством, обилие тягостных впечатлений заставляют Ромашева задуматься не только о собственной неудавшейся судьбе, но и о судьбах многих других людей.

"Прозрение" героя начинается после встречи с солдатом Хлебниковым:

текст, стр. 203 "Хлебников, а Хлебников!..

- А? - угрюмо в нос отозвался Хлебников..."

Солдат Хлебников доведен до отчаяния издевательствами офицеров и фельдфебеля и готов пойти на самоубийство. Потрясенный силой человеческого страдания, Ромашов начинает понимать, что и

"серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессиленными лицами - на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком..."

Герой приходит к мысли о ненужности армии вообще, но, как и герой "Молоха", не знает, что сделать лично ему для блага человечества.

Автор оставляет Ромашова, переживающего период "созревания души", на распутье – распутье идейном и нравственном.

В финале повести поединок, который на протяжении всего сюжета вел герой (поединок с самим собой, своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью, пассивностью; поединок с обществом, подавляющим в человеке личность), превращается в убийство.

Преданный так трепетно любимой им Шурочкой Николаевой, герой гибнет на дуэли как раз в тот момент, когда душа его готова к обновлению.

"Поединок", появившийся в дни разгрома царской армии в Цусимском проливе, имел большой общественный резонанс. Никогда еще Куприн не достигал такой глубины социального обличения.

Одним из самых значительных рассказов 1907 года является "Гамбринус". В этом произведении поднимается тема судьбы искусства, звучит гимн человеку, его творческому духу.

Выборочное чтение рассказа "Гамбринус", стр. 636 - 661.

Гамбринус - "так называлась пивная в бойком торговом городе на юге России". Талантливый музыкант Сашка, репертуар которого составляют "песни, привезенные из всех гаваней земного шара", привлекает в маленький кабачок "Гамбринус" "портовых и морских" людей из разных уголков Одессы.

Необыкновенный успех Сашки объясняется тем, что его искусство - отражение в музыке народной жизни и народной судьбы.

Пережив 1905 год с его революционными лозунгами еврейскими погромами, войну, столкновения с черносотенцами, тюрьму, изувеченный Сашка, бледный и худой, вновь играет в "Гамбринусе", но уже не на скрипке, а на простой свистульке, и она поет о том, что человека можно искалечить, но "искусство все переживет и победит".

Заключение урока.

Мини-реплика. Задание учащимся:

в письменном виде изложить в нескольких фразах свое понимание художественного мира А.И. Куприна.

Домашнее задание.

1. Прочесть повесть А.И. Куприна "Олеся".

2. Подумать над такими вопросами, подобрать соответствующие фрагменты из текста повести по плану:

1) Попробуйте определить проблему повести "Олеся". Кто является рассказчиком?

2) Чем Олеся привлекает читательское внимание сразу? Какова ее внешность?

3) Сопоставьте изображение в повести характеров Олеси и Ивана Тимофеевича.

4) Какое место занимает пейзаж в повести?

5) Чем завершается повесть? Какой штрих в финале повести особенно характерен?

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru