Цель урока: выявить общие черты образа учителя в произведениях В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Виды учебной деятельности:

1) творческая:

выразительное чтение отрывков из литературных произведений,

написание творческой работы,

2) поисковая:

установление ассоциативных связей художественных текстов с иллюстрациями к произведениям,

комментированное чтение эпизодов,

подбор цитат из текстов литературных произведений по заданной теме,

3) рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текстов,

4) репродуктивная:

краткий пересказ эпизодов,

осмысление характеров,

ответы на вопросы по тексту произведений,

5) исследовательская:

сравнительный анализ образов,

анализ эпизодов,

сравнение описания и иллюстраций.

Результаты изучения:

Личностный результат:

воспитание уважительного отношения к нелегкому труду учителя.

Метапредметный результат:

умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

понимание темы изучаемых произведений русской литературы,

умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев нескольких произведений,

2) в ценностно-ориентационной сфере:

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,

понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

3) в коммуникативной сфере:

осмысленное чтение и адекватное восприятие литературных произведений,

умение пересказывать отрывки из прозаических произведений, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания,

написание сочинения на тему, связанную с тематикой изученных произведений,

4) в эстетической сфере:

эстетическое восприятие произведений литературы.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, доска, иллюстрации к произведениям на тему «Образ учителя», компьютерная презентация.

Опережающее домашнее задание:

Прочитать рассказ В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Выписать цитаты из рассказов В. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» по темам: «Портрет учителя», «Методы воспитания, используемые учителем».

Индивидуальное задание: нарисовать иллюстрации к произведениям В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».


Нет на свете мудрее профессии
И нужней — для внедренья добра.
Жизнь уроки дает, и в процессе их
Понимаем, — учитель был прав!
Прав, когда говорил, что воздастся нам
За дела, что творим на земле,
Что любому поступку своя цена, —
О добре речь идет иль о зле…
О, учитель! Пророк и наставник нам —
Вы остались посланцем Добра!
Игорь Ярцев

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Звучит фрагмент «Песни о школьном учителе» (музыка Михаила Старокадомского, слова Ольги Высотской).

1. Вступительное слово учителя.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Она требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям.   Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно ме-няющегося, противоречивого, растущего че-ловека.    

Каждый день Вы ходите в школу, встречаете учителей. Среди них есть обязательно те, кого Вы   любите и уважаете.                    

Поэт Игорь Ярцев утверждает:

Нет на свете мудрее профессии

И нужней — для внедренья добра.

Жизнь уроки дает, и в процессе их

Понимаем, — учитель был прав!

Прав, когда говорил, что воздастся нам

За дела, что творим на земле,

Что любому поступку своя цена, -

О добре речь идет иль о зле…

О, учитель! Пророк и наставник нам -

Вы остались посланцем Добра!

Учитель не просто дает знания, а остав-ляет след в душе каждого из Вас. Каким же должен быть учитель, чтобы память о нем жила в сердцах учеников, мы и попытаемся выяснить сегодня на уроке.

 

2. Актуализация знаний.

-О чём мы говорили на предыдущем уроке?

 

-С какими рассказами-главами вы знакомы?

 

-О чём же эти произведения?

 

-Да, вся повесть “Последний поклон” расска-зывает, как мальчик познаёт мир, свою малую родину, как становится личностью. А ещё эта повесть и о людях, которые готовили мальчи-ка к сложной взрослой жизни.

-Как Вы думаете, кто сыграл особую роль в жизни главного героя Виктора Потылицына?

 

-Вспомните, какие Вы знаете произведения, посвященные труду учителя.

 

- От какого лица ведется повествование в названных произведениях? Какое это имеет значение?

 

3.Беседа, работа с текстами.

Давайте сравним образы учителей, нарисованных В.Распутиным, Ф.Искандером и В.Астафьевым.

- Каким представлялся учитель ученикам? Зачитайте подготовленные дома цитаты из художественных текстов, дающие представ-ление о портрете учителя. Сделайте вывод: каков внешний портрет учителя? (Слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Работа с иллюстрациями, нарисованными обучающимися: посмотрите на иллюстрации, сделанные одноклассниками. Какие черты образа учителя отразил каждый автор рисунка? Есть ли общее в портретах учителей?

   Итак, внешний портрет учителя отличается простотой, скромностью, неприметностью, особой аккуратностью, сдержанностью, а главное – добротой (глаза, лицо).

- Сравните методы воспитания учителей, изображенных в рассказах В.Распутина, Ф.Искандера и В.Астафьева. Каково отношение учителя к ученикам? Подтвердите цитатами из текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она перевернула, отогрела душу мальчика. Она становится ему наставником, ангелом-хранителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, сходство данных учителей заключается в их уважительном, доброжелательном, внимательном отношении к ученикам.

- Охарактеризуйте манеру общения, речь учителя. Приведите примеры из текстов.

 

      

 

 

-Как относились ученики и их родные к учителям?

 

 

 

 

 

Мы обнаружили сходство в изображении образов учителей, описанных в рассказах В.Распутина, В.Астафьева, Ф.Искандера. С теплотой отзываются о своих учителях герои рассказов, так как учителя открывали детям новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества, учили состра-данию, благожелательности, давали уроки доброты и справедливости.

-Какой след учителя оставили в душе своих учеников? Что объединяет образы учителей, нарисованных В.Распутиным, Ф.Искандером, В.Астафьевым?

 

 

-К.Д.Ушинский писал: «Дело учителя – скромное по наружности - одно из величай-ших дел в истории». Именно он воспитывает людей, будущих учёных, путешественни-ков… Учителя называют инженером челове-ческих душ, архитектором характера, трене-ром памяти и интеллекта.

- (Слайд 9) Согласны ли вы со словами В.Астафьева: “Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово “учитель”! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб рас-твориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце людей”.

- Жизнь ‒ это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Каковы бы ни были учителя: строгие и требовательные, весёлые и понимающие душу ребёнка - они оставляют частичку себя в душах своих учеников. Был ли в Вашей жизни такой учитель?

4. Написание синквейна «Учитель – это…». Зачитайте написанное.

5.Итоги и выводы урока.

- Что значит быть учителем?

Учитель – это и человек, который передает знания, и   воспитатель, и образец для подражания, и авторитет для своих учеников.

-На чем основаны отношения ученика и учителя?

-Чем ценен и велик труд учителя?

Прав поэт Л.Куклин, отмечая:

Разными были учителя

В человеческом общежитии,

Но на них держалась земля,

Наши открытия.

Они не ожидали от нас

Непременной известности,

Но предпочитали известный запас

Порядочности и честности.            

   Литература и помогает нам глубже понять и осознать это.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Учитель, который останется в моем сердце навсегда».

(Обучающиеся слушают фрагмент «Песни о школьном учителе»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О биографии В. Астафьева и его книге “Последний поклон”.

“Васюткино озеро”, “Конь с розовой гривой”.

О том, как маленькие герои взрослеют на глазах, как формируется их характер

 

 

 

 

 

Бабушка Катерина Петровна, односельчане, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна.

Рассказы В.Г.Распутина «Уроки француз-ского», Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

-От 1-го лица. Рассказы написаны от лица мальчика, который видит мир, словно через призму   детского сознания.

 

 

 

 

 

«Лицо учителя было, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими… Прическа под «поли-тику» - волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза…» (В.П.Астафьев)

«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая…», «… я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищурен-ными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскры-вающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой…» (В.Распутин)

«Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбри-тый, он властно и спокойно держал весь класс в руках…». «…лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержан-ное приличием и пониманием не-обычности этой минуты» (Ф.Искандер)

   Главное сходство в портрете учителей – добрый взгляд, скромность и непримет-ность. Различия во внешности несущест-венные (рост, возраст, физиологические особенности).

    Одноклассники отразили в рисунках главную внешнюю черту учителя ‒ добрые глаза.

 

«…был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым… Он сразу установил в нашем классе образцовую тишину…», «… он иногда заставлял нас смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем…», «…он останавливался в дверях, перекладывая журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход». «Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным…». «Смехом он … закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». (Ф.Искандер)

«Лидия Михайловна… снова и снова показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных…» «Лидия Михай-ловна… интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно…», она «без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык», «Наказание превратилось в удовольст-вие…» (В.Распутин)                

«Учитель улыбнулся, приветливо смот-рел на меня», «… улыбнулся так, как только он умел улыбаться, - вроде бы грустно и в то же время ласково и приветно», «Как он (учитель) много знал! Но и мы знали то, чего учитель не знал, и он слушал нас внимательно, хвалил, благодарил даже» (В.Астафьев)

Главное сходство в работе данных педагогов – уважение к ученикам.

 

Героям произведений В.Распутина, Ф.Ис-кандера и В.Астафьева запомнился тихий голос учителя, его спокойная, сдержанная манера общения.

«Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал... Все эти штучки были ему ни к чему» (Ф.Искандер)

« В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михай-ловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе…», «Ее голос начинал на меня действовать усыпляющее…» (В.Распутин)

   С уважением и благодарностью относились к учителям, так как педагог – это и   учитель, и воспитатель, и образец для подражания, и проводник культуры.

«Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость … Еще уважают за то, что в любое вре-мя дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нуж-ную бумагу…», «Бабушка застелила стол праздничной скатертью и пона-ставила-а-а…» (В.Астафьев)

Лидия Михайловна приняла мате-ринское участие в сложной судьбе ученика. Это участие явилось нравст-венным уроком герою.

Герой Ф.Искандера благодарен учи-телю за то, что он смехом «приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора”.

 

 

 

Учителя в этих произведениях описываются разные. У каждого своя судьба, свои методы воспитания, но единственное, что их объ-единяет – это любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа. Только таких учителей люди помнят всю жизнь с благодарностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(мнение обучающихся)

 

 

(ответы обучающихся)

 

(Обучающиеся пишут синквейн)

 

 

 

Быть учителем – это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе, он должен помогать детям справиться с их страхами, проблемами, обретать не только знания, но и уверенность в себе.

 Эти отношения основаны на взаимоува-жении, доверии.

   Учительская профессия - одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует приро-ду самого человека. Учителя во многом ста-новятся нам близкими людьми, наставни-ками в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика