Цель: знакомство школьников с биографией и произведениями А. Грина.

Задачи:

расширить круг чтения учащихся через знакомство с внепрограммными произведениями;

убедить ребят, опираясь на книги А. Грина, что судьба человека в его руках;

развить творческие способности школьников, навыки слушания и выразительного чтения.

Оборудование:

портрет и произведения А.Грина;

иллюстрации к произведениям;

фотографии парусников;

маленькие «корабли мечты».

 

Ход урока

 

1 ведущий: Здравствуйте, ребята, мы рады вас приветствовать на гриновских чтениях «Крылатые мечты». Сегодня мы будем говорить о личности и творчестве Гриневского Александра Степановича, который известен под псевдонимом Александр Грин.

Чтец:

Душа моя! Не измельчай и не остынь,
Я так хочу, чтоб ты осталась юной,
Пусть замечательный писатель Грин
Уводит нас в мир сказочный и лунный.

Махнёт закат алеющим платком,
Шальные ветры силы мне прибавят,
И я пройду сквозь трудностей заслон,
Чтобы открыть свои морские дали.
(С.Д. Липатникова)

Агитбригада.

1. «Прославить имя человека, вознося его из болота будней в мир таинственной прелести» - под таким девизом творил Александр Грин, русский писатель 20 века.

2. Самобытный романтик, создавший поэтическую Гринландию, страну мечты и надежды, творчества и красоты.

3. Александр Степанович Гриневский родился 23 августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии. В память о земляке имя А. Грина присвоено областной детской библиотеке.

4. В детстве неплохо рисовал, много и с упоением читал.

1. Писал стихи и посылал в столичные журналы (правда, их там никогда не печатали), увлекался театром. Любил охоту, странствия со стареньким ружьём по лесам и полям, по живописным и нетронутым местам вятской земли.

2. Именно в родимом крае зародилась любовь к морю, к поэзии и красоте мира.

3. В 16 лет мечта о дальних прекрасных странах привела его в Одессу.

4. Но моряка из него не получилось. Тяжёлый труд оказался не по силам, да и прямой, решительный характер не позволял мириться с несправедливостью, царившей на корабле.

1. После нескольких месяцев труда и унижений Александра Гриневского списали на берег.

2. Он бедствовал, умирал от изнурительной лихорадки.

3. Зимой 1900 года ушёл пешком на Урал, на Пашийские прииски, где работал дровосеком, на сплаве и скидке дров, на торфяниках.

4. Были в жизни писателя и годы службы в армии, куда он пришёл добровольно.

1. Здесь занялся революционной пропагандой. Но чувствовал, что его предназначение в чём-то другом.

2. Первый, кто заметил литературные способности Гриневского, был товарищ по революционной борьбе Н.Я.Быховский.

3. Он поручил написать прокламацию и, прочитав написанное, сказал: «А знаешь, Гриневский, из тебя мог бы выйти писатель».

4. В «Автобиографической повести» Грин вспоминал: «Это было как откровение, как первая шквалом налетевшая любовь. Я затрепетал от этих слов, поняв, что это – то единственное, что сделало бы меня счастливым. Зерно запало в душу и стало расти. Я нашёл своё место в жизни».

1. Первые рассказы носили агитационный характер. Но Грина влекло идеальное, на которое так скупа была его жизнь.

2. Он стремился к созданию прекрасного в творчестве. Появляются романтические произведения, действие которых происходит на прекрасной неведомой земле.

3. Привычное определение творчества писателя - Грин-романтик.

4. А Ю.Олеша называл писателя «человеком, придумывающим сказки».

1. Кем же был писатель Александр Степанович Грин? Романтиком или сказочником?

2. Да, творчество писателя до предела наполнено романтикой:

3. В его книгах блестит море,

4. Спорят со штормом корабли,

1. Сильные и мужественные люди, умеющие любить и мечтать, смело вступают в борьбу со злом.

2. И в то же время почти в каждом произведении Грин-писатель, призывая на помощь сказку, помогает своим героям одержать победу в борьбе со злом.

3. Итак, сказочник. Но необычный.

4. Грин так умело сочетал элементы сказки с силой, мужеством, трудолюбием, настойчивостью и честностью своих героев, что мы можем и не заметить её. Вы скорее поверите в силу человека, а не в силу сказки.

1. Грин создал страну, географически никогда не существующую. Критик К. Зелинский назвал её Гринландией. Но вот что удивительно: Грин с такой точностью описал в придуманной им стране города, деревни, дороги, моря, реки и даже погоду, а главное – людей, что мы без труда поверим в реальное существование Гринландии.

2. Вот почему Грина иногда называют не романтиком, а «сказочником странным», сказочником, сочиняющим только для сильных и храбрых людей.

Чтец (Отрывок из стихотворения М. Гринина «Александру Грину»)

Волшебник милый, сказочник туманный,
Свою страну создавший в мире зла.
Ты был угрюм, порой казался странным,
Судьба твоя горька и тяжела.

Ты мог красивым и не показаться,
Но были полны жгучей красоты
Глаза, умевшие так ярко загораться
Прекрасною голубизной мечты.

Ты столько славных сказок и историй
Мне подарил, войдя в судьбу мою,
Поэт мечты, романтики и моря,
Задумчивый волшебник из Гель-Гью

3. Многому могут научить нас герои гриновских книг. Они не просто мечтатели, они настойчивые и упорные борцы.

4. Не случайно в трудные годы Великой Отечественной войны была издана феерия А.С.Грина «Алые паруса».

1. К.Паустовский писал в предисловии: «Сейчас, в дни войны, когда наша победа зависит от мужества, от преданности Родине, от нашей культурности и силы, книги Грина, помогающие нам воспитывать в себе эти качества, являются по сути своей подлинными оборонными и боевыми книгами».

2. Грин и сегодня нам дорог. Он, как никто другой, учит нас видеть «кружево тайн в образе повседневности», постигать вечную красоту и загадку мира и человека там, где мы привыкли видеть прозу и обыденность.

3. И мы желаем вам доброго пути в страну крылатой мечты Гринландию, где «сверкает Несбывшееся – таинственный и чудный олень вечной охоты».

1 ведущий: Сколько всего произведений написал Грин?

2 ведущий: Начав творчество в 1906 году, Грин создал за последующие 25 лет работы свыше 400 произведений. Блестящий стилист и виртуозный мастер слова, он писал рассказы, новеллы, романы, стихи, фельетоны и даже басни.

1 ведущий: В чём заключается истинное предназначение человека, смысл человеческой жизни – тема, которая прошла красной нитью через всё творчество Грина.

2 ведущий: Особенно ярко она отражена в рассказах «Корабли в Лиссе», «Гатт, Витт и Редотт».

Докладчики:

Рассказ «Корабли в Лиссе»

Лисс – один из основных портов в стране Гринландии. Город этот мелькает во многих произведениях Грина, но ни в одном вы не встретите более полного и более увлекательного его описания. Однако рассказ замечателен не только описанием портового города, кораблей. Это один из самых сильных рассказов Грина о мужестве и щедрости человеческого сердца. В главном герое рассказа лоцмане Бит-Бое автор показал все черты характера, которыми, по его мнению, должен обладать настоящий мужчина. Сам Грин считал рассказ большой удачей. «Вторично такого не напишешь»,- говорил он, когда отыскалась затерянная рукопись.

Рассказ «Гатт, Витт и Редотт»

Действие происходит в Африке, куда отправляются три человека в надежде разбогатеть. Обессиленных и потерявших всякую надежду не только разбогатеть, но просто выжить, их находит в лесу индус-волшебник. Он наделяет всех троих сверхчеловеческой силой, не требуя взамен ничего. Трудный вопрос встаёт перед героями: как использовать волшебный дар индуса?

1 ведущий: Большую роль в жизни человека Грин придавал искусству. Он был сторонником той мысли, что искусство никогда не может служить злу.

2 ведущий: Эта тема звучит в рассказе «Чёрный алмаз».

Докладчик: Талантливому скрипачу Ягдину Грин даёт возможность сделать попытку обратить искусство в орудие зла. Добиваясь разрешения выступать перед заключёнными, Ягдин говорит об облагораживающей силе искусства. На самом деле он преследует одну цель: силой музыки морально добить своего соперника, который заключён в Ядринском остроге. Во время концерта Ягдину казалось, что он достиг своей цели. Знакомая мелодия разбудила в его сопернике Трумове воспоминания былого. Трумов был готов броситься на Ягдина, убить его. Затем, как и ожидал скрипач, соперник окаменел, сник. Цель достигнута! Так думал Ягдин полтора года, пока не получил письмо от своего соперника. Там были строки благодарности за музыку, которая вернула Трумова к жизни.

1 ведущий: У Грина есть целая серия рассказов о любви. В них живут достойные друг друга люди: сильные, смелые мужчины и обаятельные женщины.

2 ведущий: Женщины в Гринландии всегда постоянны в своих чувствах. Они – символ молодости, символ верности, символ доброты.

Докладчик:

Рассказ «Сто вёрст по реке».

Двое молодых людей, Нок и Гелли, сошли с парохода, потерпевшего крушение. Оба спешили в Зурбаган. Только в пути Гелли поняла, что её случайный спутник – беглый каторжник. Рассказ наполнен приключениями и опасными моментами. А заключительные слова такие: «Они жили долго и умерли в один день».

1 ведущий: В рассказах Грина сталкиваешься с серьёзными жизненными проблемами, которые хочется разрешить.

2 ведущий: Читайте рассказы писателя, потому что каждый найдёт в них «что-то очень существенное и важное» для себя.

1 ведущий: 1920 год. Петроград, окружённый врагами, холодом и голодом. Грин пишет удивительное произведение, выбрав для него необычное название и необычное жанровое определение «Алые паруса». Феерия.

2 ведущий: Феерия – слово многозначное, одно из значений переносное – волшебное, сказочное зрелище.

1 ведущий: К.Паустовский писал: «Если бы Грин умер, оставив нам одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».

2 ведущий: Девушка из рыбацкого посёлка, поверившая в детстве в прекрасную сказку, мечтает о необыкновенном моряке, который приплывает за нею на корабле с алыми парусами.

Чтение отрывка из «Алых парусов»: предсказание Эгля.

1 ведущий: И вот однажды корабль под алыми парусами подошёл к посёлку Каперна. Капитан Артур Грей вёл этот корабль, несущий Ассоль исполнение её мечты.

Инсценирование отрывка из «Алых парусов»: встреча Ассоль и Грея.

Автор: Никогда ещё большой корабль не подходил этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла…

Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от неё, и она осталась одна…, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

Ассоль: Я здесь, я здесь! Это я!

Автор: Грей спрыгнул в воду и пошёл навстречу Ассоль.

Ассоль: Совершенно такой.

Грей: И ты тоже, дитя моё! Вот я пришёл. Узнала ли ты меня?

Автор: Она кивнула. Счастье сидело в ней пушистым котёнком. Грей взял её руки, и скоро они оказались на корабле.

Ассоль: Ты возьмёшь к нам моего Лонгрена?

Грей: Да.

Автор: Корабль «Секрет» полным ходом, под всеми парусами уходил от ужасной жизни Ассоль к её мечте.

2 ведущий: Слова АЛЫЕ ПАРУСА давно уже стали символом прекрасной светлой мечты, символом сбывшихся желаний.

1 ведущий: А главные герои феерии Ассоль и Грей – символом молодости, нежности, любви и взаимопонимания; символом веры в самые необыкновенные чудеса, символом тех людей, которые умеют эти чудеса делать своими руками.

Чтение стихотворения С.Липатниковой «Мои неповторимые друзья» (Л. и М.)

Мои неповторимые друзья!
Алеет парус, под которым вы плывёте.
Нить жизни оборвать никак нельзя –
Свет солнечный с мечтой своей сольёте,

Утихший ветер не поднимет глаз,
Реку романтики от бед оберегая.
И паруса скрывают вашу страсть,
Любовь Земли и Неба принимая!

Юна, как прежде, милая Ассоль,
Дана ей радость майского цветенья.
Мечтает Грей, он потерял покой –
Им движет чувство неземного притяженья.

Летит ваш парусник. Ему преграды нет.
Алеет зорька, и красив рассвет!

2 ведущий: К теме прекрасных желаний, большой мечты возвращается Грин в романе «Бегущая по волнам».

1 ведущий: Много раз встретятся в книге эти слова – «бегущая по волнам». И каждый раз они оказываются чудесным образом связаны с легендой о замечательной красавице Фрези Грант…

Инсценирование отрывка из «Бегущей по волнам»: рассказ Больта о Фрези Грант.

Дэзи: Слышали вы о Фрези Грант? Нет? Ну, Больт, это по твоей специальности. Никто не умеет так рассказывать, как ты, историю Фрези Грант. Сколько раз ты её рассказывал?

Больт: Тысячу пятьсот два.

Дэзи: Уже врёшь, но тем лучше. Ну, Больт, мы сидим в обществе, в гостиной, у нас гости. Смотри отличись.

Больт: Лет 150 назад из Бостона в Индию шёл фрегат «Адмирал Фосс». Среди других пассажиров был на этом корабле генерал Грант, и с ним ехала его дочь, замечательная красавица, которую звали Фрези.

«Адмирал Фосс» был в пути полтора месяца, когда на рассвете вахта заметила огромную волну. Однако ничего не случилось. Волна прошла, ушла, и больше другой такой волны не было. Когда солнце стало садиться, увидели остров, который ни на каких картах не значился. Он был прекрасен, как драгоценная вещь, из жёлтых скал и голубых гор, замечательной красоты. Капитан тотчас записал в корабельный журнал, что произошло, но к острову не стал подходить, потому что увидел множество рифов и отвесный берег, без бухты и отмели. Явилась Фрези Грант и стала просить капитана, чтобы он пристал к острову. «Мисс, – сказал капитан, – я могу открыть Новую Америку и сделать вас королевой, но нет возможности подойти к острову».

Дэзи: Слушайте! Слушайте! Сейчас начинается!

Больт: Фрези стояла, закусив губу. В это время, как на грех, молодой лейтенант вздумал ей сказать комплимент. «Вы так легки, что при желании могли бы пробежать к острову по воде и вернуться обратно, не замочив ног». Что же вы думаете? «Пусть будет по-вашему, сэр. Я уже дала себе слово быть там и сдержу его или умру». С этими словами она спрыгнула и, вскрикнув, остановилась на волне. Обернулась и, улыбнувшись, сказала: «Это не так трудно, как я думала. Прощайте!»

Дэзи: Всегда плачу, когда доходит до этого места.

Больт: Вот и вся история. Фрези Грант считают заботящейся о потерпевших крушение, между прочим; и тот, кто её увидит, говорят, будет думать о ней до конца жизни.

2 ведущий: Ребята, с какими словами ассоциируется у вас слово мечта? Почему?

(Сказка, чудо)

Докладчик.

Мечта – 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2. Предмет желаний, стремлений.

Сказка – 1. Повествовательное произведение, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка. 3. То же, что чудо.

Чудо – Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

1 ведущий: Каждый человек, как Ассоль, Грей, Гарвей и Дэзи, имеет право на мечту. Кто верит, понимает – для него мечта осуществима. Не верит, не понимает, как Биче Сениэль, не осуществима.

Монологи:

Биче Сениэль: В те дни жизнь поставила меня перед запертой дверью, от которой я не имела ключа, чтобы с его помощью убедиться, не есть ли это имитация двери. Я не стучусь в наглухо закрытую дверь. Тотчас же обнаружилась невозможность поддерживать отношения. Не понимаю – значит, не существует!»

Дэзи: Я скажу за всех: Томас Гарвей, вы правы. Я сама была с вами в лодке и видела Фрези Грант, девушку в кружевном платье, не боящуюся ступить ногами на бездну, так как и она видит то, чего не видят другие. И то, что она видит, дано всем, – возьмите его! Фрези Грант, ты есть, ты бежишь, ты здесь! Скажи нам: «Добрый вечер, Дэзи! Добрый вечер, Гарвей!»

2 ведущий: Красавица Фрези Грант, бегущая по волнам на помощь всем, кто попал в беду… Не все верят в её существование, потому что это легенда, это символический образ мечты.

1 ведущий: Верить в неё, видеть её, защищать её дано только тем, кто умеет мечтать. Поверите ли вы в существование Фрези Грант, услышите ли вместе с Дэзи и Гарвеем её голос: «Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на тёмной дороге? Я тороплюсь, я бегу…» Или вы выберете путь Биче Сениэль и откажетесь стучаться в закрытую дверь?

1 ведущий: Роман «Бегущая по волнам» – самое поэтичное произведение Грина. Это роман о «бурях, кораблях, любви», которая идёт рядом с дружбой, взаимопониманием, уважением и мечте, зовущей человека в путь.

2 ведущий: Вы, ребята, читали рассказы А. Грина, повесть «Алые паруса», роман «Бегущая по волнам». Предлагаем викторину по этим произведениям.

Викторина.

«Алые паруса»

Какое произведение Грина было самым популярным в годы В.О. войны? («Алые паруса»)

Как звали отца Ассоль и как назывался корабль, на которым он был матросом? (Лонгрей, «Орион»)

Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль)

О ком автор говорит: «Странная, летящая душа»? (О Грее)

Как назывался корабль Артура Грея? («Секрет»)

«Бегущая по волнам»

В каком городе Гринландии стоит памятник Бегущей по волнам? (Гель-Гью)

Назовите имя основателя города Гель-Гью. (Вильяме Гоббс)

Назовите имя Бегущей по волнам. (Фрези Грант)

Встреча Гарвея и Дэзи после длительной разлуки. Они встретились около магазина. Что стояло в витрине этого магазина? (Модель парусного корабля)

(Магнитофонная запись): Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, несбывшееся зовёт нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днём, всматриваемся мы в жизнь, всем существом, стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться несбывшееся?

1 ведущий: Каждого в жизни ждут свои алые паруса. Но нельзя быть пассивным наблюдателем, плыть по течению, нужно приближать свою мечту, стремиться к ней.

2 ведущий: И пусть символом вашей мечты будут кораблики, которые мы вам дарим. Цвет светлой мечты (парусов) придумаете сами.

Все: Песня «Алые паруса».

Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон.
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашёл свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru