Цель:

Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова замечательного поэта Николая Рыленкова.

 

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

 

Ход урока

 

1. Слово учителя.

Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.

Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.

Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам.

Ваш одноклассник приготовил выставку зимних пейзажей.

Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей Шишкина , Васильева, Степанова, Юона.

Вот так художники видели красоту природы, а хотите узнать, каким увидел зимнее утро замечательный поэт А. С. Пушкин?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Пушкина “Зимнее утро”.

Прослушайте сообщение (ученик)

Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой– студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной , Евпраксией Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 г.

2. Выразительное чтение стихотворения (прослушивание аудиозаписи)

Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?

– Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

– Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

– Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. “Милый берег” далек. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

– Как называется такой прием в литературе, основанный на противопоставлении?

На подобных контрастах построено все произведение. В чем смысл этих противопоставлений? На этот вопрос мы ответим в ходе анализа стихотворения.

– Давайте еще раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Чтение вслух.

– А теперь, ребята, проведем лексическую работу.

3. Лексическая работа. (Подготовленный ученик)

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

– А теперь непосредственно анализ стихотворения.

Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя. Проследим смену эмоциональных состояний. Для начала определимся с количеством строф в стихотворении. Заполним таблицу.

Эмоциональные состояния

 

1 строфа

Радость, воодушевление

2 строфа

Воспоминания о ненастном вечере

3 строфа

Спокойная картина безбрежных снегов

4 строфа

Уют комнаты

5 строфа

Порыв к движению, полноте бытия.

Как меняется время изображения событий?

Контраст времени

 

1 строфа

настоящее

2 строфа

“Вечор”

3 -4 строфа

“Нынче”

5 строфа

Будущее и прошлое

– Для чего поэт использует контрасты?

Великолепие зимнего утра ощущается еще острее по сравнению со вчерашней бурей.

Вернемся к 1 строфе. Назовите контрастные образы?

Мороз и солнце

Северная Аврора(богиня утренней зари) – северная звезда

Дремлешь– проснись

– В чем смысл этих противопоставлений?

Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде.

Чувствуется восторг поэта дремоте “друга прелестного”.

Таблица.

– К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания помогают нам увидеть обращение?

Присмотримся к строчке

Открой сомкнуты негой взоры.

– Как вы понимаете?

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…

Почему поэт называет красавицу “звездою севера”?

Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега– ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.

Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.

Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.

Еще контрастные образы

Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…

– Как вам кажется для чего нужен такой контраст?

Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

– Прочитайте выразительно третью строфу. Назовите контрастные образы? В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит.

– Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни. (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).

Лес “чернеет”, ель “зеленеет”, и “речка подо льдом блестит”. Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой..

Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.

Прочитаем выразительно 4 строфу.

Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

Энергия огня противопоставлена инертности быта.

Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.

“Вся комната янтарным блеском озарена”. Только блеск уже не зимний, а теплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится.

Прочитаем выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы. Они обозначены в действиях лирического героя. Давайте разберемся, в чем смысл этих противопоставлений?

Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить "поля пустые”, “леса, недавно столь густые”. Но самое главное…. “берег, милый для меня”.

– Как вы понимаете эпитет?

Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все стихотворение это монолог человека, уговаривающего "друга милого” проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.

– А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы “Контрасты эмоционального состояния во внутреннем строении строф”.

– В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью используется контраст?

Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение "Зимнее утро”. День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Конкурс чтецов.

– Переходим к выразительному чтению стихотворения “Зимнее утро”

– С каким настроением будем читать 1 строфу? (Бодро, весело, с чувством радости)

– Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (Создается мрачное настроение, печально)

Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: вьюга, мгла, луна… А после слов “и ты печальная сидела наступает перелом. Его надо подчеркнуть паузами:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче (пауза) погляди в окно …

(От печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)

– С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно, волшебство, блеск, все сверкает…)

Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.

Вернемся к эпиграфу. Как слова Николая Рыленкова можно связать с нашим уроком?

Домашнее задание:

Выучить это стихотворение наизусть.
Нарисовать иллюстрацию к произведению.
Охарактеризовать пушкинское стихотворение по плану?

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru