Многолетняя работа в русле интегрированных уроков привела меня к теме ролевых игр как обобщающего материала по пройденной теме. Одним из приёмов интегрированного урока является ролевая игра. В такой игре, задаваемой и организуемой учителем, учащиеся имитируют или воспроизводят действия или отношения героев той эпохи, в которую погружает художественное произведение.

Интеграция помогает глубже понять произведение, удалённое от нас во времени, а ролевая игра - почувствовать себя на месте героев, погрузиться в их духовный мир. Такие игры необычайно оживляют урок как вид общения. В ролевой игре учащиеся всецело проявляют творческие и организаторские способности. У ребят вырабатывается психологическая и коммуникативная способность играть заданную роль. В ролевой игре дети обыгрывают действия героев, роли которых они на себя взяли. Ролевые игры на уроках помогают ученику представить эпоху, событие, о которых идёт речь, самостоятельно сделать выводы на основе литературного материала, раскрепоститься. Это активизирует учеников, расширяет их кругозор, создаёт языковую среду, развивающую учеников, а также помогает контролировать знания учителю. Но для более удачного проведения ролевая игра должна быть хорошо продумана учителем и детьми. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения содержания и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

Необходимая подготовка к ролевой игре:

Планирование игры;

Предварительная работа с учащимися:

Сообщение темы, даты проведения ролевой игры;

Распределение ролей и заданий;

Разбивка на группы, по необходимости — выборы жюри, ведущих;

Объяснение целей и ожидаемых результатов;

Обсуждение формы представления материала;

Самостоятельная подготовка учащихся:

Работа в библиотеке, с интернет – ресурсами;

По необходимости — консультации с преподавателями-предметниками, репетиции;

Изготовление костюмов, предметов быта;

Проведение игры;

Рефлексия;

Контроль знаний.

После игры можно провести письменную работу (эссе, выполнение тестовых заданий). Неоднократно работая в 9 классе по “Слову о полку Игореве” поняла, что работать с этим историческим памятником нужно по-другому. У ребят падает интерес из-за удалённости во времени, изменения языка, поэтому ролевая игра является наиболее приемлемой формой работы на итоговом обобщении.

Тип урока: урок итогового обобщения.

Форма урока: урок – интеллектуальная ролевая игра.

Технологии, применяемые на уроке:

технология применения средств ИКТ в предметном обучении;

технология интеграции в образовании;

игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

Цели:

Раскрыть глубину произведения, его патриотизм через ролевую игру. Педагогическими средствами и средствами ИКТ помочь восприятию учащимися “Слова о полку Игореве” как высокохудожественного произведения, помочь осознать его идейный пафос сегодня;

Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся посредством воображаемого погружения в эпоху;

На традициях древнерусской культуры способствовать расширению кругозора и интеллектуальной активности обучающихся;

Способствовать формированию гражданской позиции, воспитанию патриотизма, интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Задачи:

формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия) на основе использования межпредметных связей;

активизация интеллектуальной деятельности учащихся через диалог – игру с опорой на личностный опыт;

развитие творческого воображения, памяти, речи, обогащение эмоционального мира.

Оборудование: мультимедийный ПК с цифровым оптическим проектором.

Предварительная работа:

Необходимо приблизиться к той эпохе и представить названную группу в виде сценки, стихотворения, исторической справки или заочной экскурсии. Участникам игры предлагается выбрать группу заранее и начать самостоятельную подготовку по представлению группы. Мы предложили ребятам представить себя в роли:

воинов дружины Игоря и Всеволода;

жителей Новгород- Северского княжества;

половцев.

Участники должны были изучить необходимую литературу, самостоятельно инсценировать своё появление в игре. На этом этапе подготовки учащиеся могут обращаться к педагогам разных учебных дисциплин: истории, музыки, информатики. Неоценимую помощь окажет ребятам работа в библиотеке и с интернет - ресурсами.

Участники игры входили в роль по-разному.

I. Ролевое представление участников игры:

Представление жителей княжества:

Жители Новгород-Северского княжества проводили заочную экскурсию по своему княжеству, знакомили зрителей с архитектурными памятниками той эпохи, ремёслами, провели по виртуальным улицам древнего города. Главное, попытались представить характер человека той эпохи.

Представление воинов из дружины Игоря и Всеволода.

Участники рассказывали зрителям о доспехах, вооружении древнерусского воина, инсценировали отправление дружины в поход.

Труднее всего пришлось группе “половцев”, ребятам необходимо было избавиться от образа “врага” и объективно представить своих героев.

Ролевая игра помогла познакомиться с социальным строем и общественными отношениями этих кочевых племён. Ребята представили своих героев как противников, достойных уважения, подчёркивая их сплочённость, готовность отразить любые удары врага, хорошую военную подготовку. Ребята рассказали зрителям, что именно у половцев сложилось особое отношение к женщине как продолжательнице их рода.

II. Работа с текстом памятника. Конкурс-опыт прочтения: “Вслед за автором”

Ведущий: От события, о котором мы прочитали нас, отделяет более 900 лет. Много это или мало для истории государства? Вопрос спорный: изменился уклад, территория, образ жизни. На сегодняшнем занятии мы попытаемся понять наших предшественников: их мечты и чаяния, их отношение друг к другу, отношение к Родине. Без знания текста нам не обойтись.

Участникам игры предлагались следующие вопросы:

Назовите полное название произведения (“Слово о полку Игореве, Игоря сына Святослава, внука Ольгова”)

Какой древний певец упомянут в зачине? (Боян)

Инструмент Бояна? (гусли)

Какое природное явление предшествовало походу? (солнечное затмение)

Что сказал Игорь дружине после солнечного затмения? (“Братья и дружина, лучше быть убитому от меча, чем от рук поганых половцев”)

Где Игорь встретился с Всеволодом? (возле Курска)

На какой реке состоялась битва? (Каяле)

Сколько дней продолжалась битва?(3 дня)

Сколько битв было (2)

К каким силам обращается Ярославна в своём плаче (к ветру, к Днепру, к Солнцу)

Кто помог Игорю бежать из плена? (половец Овлур)

О каких языческих божествах упоминается в тексте? (Стрибог, Даждьбог)

Рефрен? (О, Русская земля)

Назовите имена половецких ханов, возглавивших отряды? (Гзак и Кончак)

III. Следующим этапом игры может стать работа со словом памятника древнерусской культуры. Конкурс переводчиков “Сила Слова”:

Ведущий: На каком языке написан текст? (древнерусском). Древнерусский язык стал одним из прародителей русского языка. Сможете ли вы перевести этот текст на привычный для нас?

Участникам игры предлагается любой из отрывков древнерусского текста. Ребята работают с текстом и представляют свои переводы. Ребятам предлагается перевести отрывок из древнерусского текста, затем этот же отрывок звучит в переводе одного из поэтов, например, Н.Заболоцкого. Больше баллов получат те, чей текст будет понятен. Как правило, все участники справляются с этим заданием хорошо.

IV. Одной из форм работы со словом может стать толкование устаревших слов. Конкурс - что в “Слове”, что за “Словом”?

Может быть, для этого этапа игры понадобится толковый словарь. Лучше, если речь пойдёт о словах, которые не были упомянуты на уроке.

Хоругвь – полотнище войскового знамени. Полотнище (хоругвь) крепилось к древку (стягу), у которого имелось навершие (стружие).

Зигзица – это водоплавающая птица, крупнее дикой утки, камышового цвета.

Червлёный – устар. темно-красный, багряный.

Япанча, японча, епанча – длинный широкий плащ без рукавов, накидка.

Яруга – овраг

Мысль – (Растекалась мыслию по древу) – белка-летяга

Яр – яръ – 1. Сильный, значительный по степени проявления качества; 2.Смелый, отважный.

V. Словесное рисование.

Конкурс на лучшее словесное рисование: выполнить словесное рисование отрывков из “Слова о полку Игореве”. Лучше, если ребята дома сделают несколько словесных зарисовок, отрывки могут быть небольшие, всего в несколько строк. После такой работы ученики смогут ощутить запах костров, леса, увидеть бранное поле битвы. Можно, чтобы словесное рисование сопровождало известные иллюстрации к “Слову”.

VI. Золотое слово героев

Одним из основных задач урока является ролевое представление героев “Слова”. Желательно, чтобы ребята “вжились” в свои роли Начальный и завершающий этап занятия помогут это сделать. Необходимо хорошо продумать, как закончить игру. Мне хотелось её закончить ролевым представлением и связать это с идейно- композиционным центром поэмы - “Золотым словом Святослава”. Значение сна Святослава и его слова велико, т.к. оно призывает князей покончить с распрями и призывает людей к объединению. Необходимо было подчеркнуть актуальность этих слов. Каждой из групп предлагалось переосмыслить “слово Святослава” и обратиться со своим “словом” к зрителям, не выходя из своей роли. Когда ребята получили это задание, трудно было предположить итоги обращения к зрителям. Но результат превзошёл ожидания: каждая из групп обратилась к слушателям с пламенной речью и сделала это сообразно своему сценическому образу. Жители Новгород-Северского собрали вече, и публичное обращение родилось на площади, воины дружины обратились к Игорю после битвы, “половцы” отправили князю грамоту с условиями перемирия. Оказалось, что именно это “слово” стало близким и живым для каждого из ребят, это и стало идеей урока. Таким образом, ребята уловили объединяющую идею не только данного произведения, но и необходимую объединяющую идею для нашего народа.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика