Тип урока: комбинированный урок, урок обобщения и закрепления знаний.

Цель: содействовать воспитанию любви и бережного отношения к музыкальной культуре и русскому народному творчеству.

Задачи:

закрепление и обобщение знаний о русской народном творчестве;

способствовать развитию творческих литературных и музыкальных способностей, практических умений и навыков выразительно читать тексты народных песен, поговорок, загадок, частушек;

увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке и литературе, формировать способность ценить их красоту; вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся;

развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкального слуха;

пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;

воспитывать музыкально – эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края;

пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской культуре.

Оборудование: экран, компьютер, мульдимедийный проектор, иллюстрация русского хоровода, (слайдшоу) презентация Мужского хора Московского Сретенского монастыря, деревянные ложки, баян, выставка книг по УНТ.

 

На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
С. Есенин.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

Дети входят в класс под пение мужского хора Московского Сретенского монастыря. «Вот полк пошел» – русская народная песня. Приветствие преподавателей.

II. Вступительная беседа.

Учитель:

– Какие жанры УНТ вам знакомы?
– Какие из них живут и сейчас? Как вам кажется, почему?
– Какой жанр УНТ вам ближе?

Дети: «Русская народная песня». (На экране тема урока).

III. Основная часть

Учитель: Русская народная песня затрагивает все стороны жизни человека, сопровождая его и в радости, и в горе. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения музыкального инструмента?

Дети: а capella.

Учитель. Ребята 5 «А» класса исполнят песню «Во-кузнице».

Исполнение песни «Во-кузнице», игра на деревянных ложках.

Учитель. А теперь послушаем русскую народную песню в исполнении мужского хора Московского Сретенского монастыря. Звучит песня, а на экране слайд – шоу. Мужской хор Московского Сретенского монастыря. (Презентация «Хор Московского Сретенского монастыря», Приложение 1, Приложение 2).

Учитель. В процессе изучения многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Назовете жанры русской народной песни.

Дети называют знакомые жанры русской народной песни:

Исторические

Сиротские

Урожайные

Солдатские

Свадебные

Частушки

Шуточные

Трудовые

Лирические

Звучит вступление, выходят дети 5 «Б» класса, исполняют песню – хоровод «На горе-то, калина». После показа песни учитель предлагает определить жанр этой песни.

Дети. Русская народная песня «На горе-то, калина» – хороводная.

Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С. Есенина «Русская песня».

Учитель: Несмотря на то, что песен так много и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её, пожалуйста.

Кадеты называют эту черту. (Певучесть)

Учитель загадывает загадку.

На полях девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.

На слайде появляется фото ансамбля «Березка», звучит песня «Во поле береза стояла»

Учитель. Отгадайте, какой это ансамбль и какая песня звучит?

Учитель: Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключена и щедрость, и широта русского характера. А какое же веселье без песни?! Были среди них и те, которые смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни?

Дети: Частушки.

"Частушка – народная песенка – четверостишие или
двустишие лирического, злободневного, задорно – шутливого содержания"

Словарь русского языка.
Ожегов С.И

(Рассказ кадета о частушках.)

Учитель: Это песни для себя и про себя. Их краткость и острый юмор определили для частушки долгую жизнь. Их поют уже много лет, споем и мы.

Исполняются частушки (аккомпанирует кадет на баяне)

Запеваю я частушку
Первую начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.

Песни петь – ноги кривые,
Плясать голос не дает.
Я пошел бы к другу в гости,
Да не знаю, где живет.

Сегодня праздник, воскресенье
Я получше наряжусь.
Горшки на ноги надену,
Самоваром подвяжусь.

Далее кадеты исполняют частушки собственного сочинения.

Учитель. Русскую народную песню не только поют, но и играют.

Ансамбль «Ложкари» 1 курс исполнит русскую народную песню «Во – саду ли в огороде».

V. Проверка выполнения домашнего задания

Дома ребята подобрали загадки и выучили их.

Игра отгадай загадку.

Загадки:

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш … (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

V. Итог урока

Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика