Цели:

Обогатить представление учащихся о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования;

углубить знание учащихся об авторской иронии, гиперболе, гротеске;

выявить связь сказки с народной сказкой;

формирование умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения.

Приемы: кластер, зигзаг-2, РАФТ.

 

Ход урока

 

Орг. момент

Учитель объявляет тему. Поговорим о юморе и сатире в сказке.

I. Этап Вызова

1. Запишите слово «Сказка».

– Какие сказки вы знаете? (Составляем кластер)

 


 

– Какому виду сказок можно отнести сказку Салтыкова-Щедрина?

– Чем сказка Салтыкова-Щедрина непохожа на них?

Она содержит: сатиру, волшебство, юмор, бытовая. Больше похожа на басню, автор использует прием иносказание, сатиру, т.е. осмеивает, критикует как помещиков, так и мужика.

II. Стадия Содержание

– Объединитесь в экспертные группы (по номерам). Обсудите текст. Прочитайте вопрос и выработайте форму презентации. Обсудите ответ. (Выбирают человека, который будет представлять ответ).

1) Автор заявляет, что его произведение - это сказка. Какими языковыми средствами он подтверждает это название?

2) Какие слова в произведение вам кажутся совершенно не подходящими к стилю сказки? (Использовать толковый словарь)

В какой речи они используются? (официальный, деловой, канцелярские бумаги).

Служить – исполнять обязанности, работать.

Примите уверение – поверьте.

Упразднили – закрыли, отменили.

Вводит их для комического эффекта.

Тунеядец – человек, который живет за чужой счет, бездельник.

Тунеядство – жизнь за чужой счет, чужим трудом (даром есть).

3) Автор смеется над генералами и над мужиком, одинаков ли этот смех?

Смех разный. Автор относится к своим героям по-разному. Как изобразил двух генералов, их жизнь.

– Над генералами он смеется зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением. Автор показал, как близко лежит у них звериный инстинкт.

– К «мужичине» он относится по другому. Он восхищается им, что то может выполнить любую работу в самых тяжелых условиях, его изобразительностью, настойчивостью. Автор недоумевает, как так такой здоровенный мужик может быть покорным и безропотным (дал привязать себя веревкой, позволил ругать себя тунеядцем, в тоже время кормит и поит генералов.) Отношение генералов к мужику. Генералы наградили его рюмкой водки да пятаком серебра – смешно да горько.

4) Какими приемами пользуются писатель и художники-иллюстраторы, изображая героев сказки?

Гипербола – преувеличение.

Высмеивает генералов, преувеличивая их невежество.

Показывает несоответствие слов и действий генералов.

Гротеск – несоответствие.

Художник изображает генералов маленькими, толстенькими, а мужика большим.

Несоответствие – генералы в ночных рубашках и в фуражках гневно обращаются к мужику, хотя могут поместиться у него на ладони.

По берегу моря шныряют зайцы, из воды высовывается рыба, над берегом летают птицы, на пальме всякие плоды – а генералы голодные.

Мужик голыми руками ловит зайцев.

Мужик не осознает своего положения.

мужик гребет – работает веслами.

Генералы тут денег загребли – забрали, захватили.

Чтобы осмеяние было острым, Салтыков-Щедрин использует в сказке гротеск, фантастику, иронию.

Высмеивает зло.

2) Вернитесь в работе группы и обсудите вопросы (учащиеся по очереди рассказывают ответы на вопросы).

3) А теперь проведем презентацию ответов на вопросы. (Отвечает представитель экспертной группы).

– Если у вас появятся вопросы, можете задать их эксперту.

Стадия РЕФЛЕКСИИ

– С какой темой урока мы с вами сегодня познакомились? Какая основная задача сказки – злое осмеяние рабского терпения, безответственности.

– От имени кого или чего вы хотели бы сейчас выступить? Выберите себе какую-то роль:

Роль:

мел

тряпка, которая стирала в течение урока записи на доске

доска

ручка, которая писала в течение урока

телефон

герой

игрушка в портфеле

страница в учебнике

тетрадь, в которой на уроке велись записи

– Определите, к какой аудитории вы обратитесь:

к брату

к маме

к директору школы

к президенту

к тетради

к учителю

к однокласснику

к родителям

– А теперь выберем форму обращения:

письмо

телеграмма

докладная записка

объяснительная

частушка

байка

анекдот

заявление

жалоба

записка

– Итак, выбрали тему. определим роль и аудиторию и в течение 5-10 минут создайте текст.

– Обсуждаем. (Зачитаем вслух 3-4 работы)

Представьте свои работы в соответствии с жанром.

Д/з.:

Составить «Краткий словарь» генералов (слова, которые входят в речь генералов.)

Чтение по ролям.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru