Изучение литературы для учащихся 9-го класса интересно не столько как возможность насладиться хорошим текстом художественного произведения, сколько желанием познать устройство этого мира, убедиться, что не одинок в этих поисках, желанием пообщаться по поводу высказанных в слове писателя и созвучных его мыслям идей. Творчество М.Ю.Лермонтова, романтика, противостоящего всему миру, гордого, ощущающего себя одиноким, погруженного в поиски смысла, места человека в этой жизни, как нельзя лучше подходит для этой цели.

Мы уже познакомились с поэзией М.Лермонтова, прочитали и обсудили первые главы романа, убедились, что герой Печорин Григорий Александрович крайне неоднозначен, порой трудно объясним, – и дневник его очень важен для понимания причин его поступков, внутреннего разлада героя с самим собой.

Тема урока звучала так:

“Нужны…едкие истины” ? или !

Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.

М.Лермонтов 1831г.

Урок начинаем с проверки домашнего задания: составить образы-синквейны девушки и Печорина (глава “Тамань”) и сравнить с ранее уже составленными синквейнами героев баллады “Морская царевна”, определить философский конфликт главы.

Обобщив ответы, попробуем ответить на вопрос: какие едкие истины (“Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины”. М.Лермонтов Предисловие в “Герое нашего времени”) открывает “Тамань” и нужны ли эти истины, какой знак выбрать в названии темы урока – ? или !

Вспомним содержание эпизода о девушке-русалке из “Тамани” и баллады “Морская царевна”.

Морская царевна

В море царевич купает коня;
Слышит: “Царевич! взгляни на меня!”
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
Слышит царевич: “Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?”
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелкомвой узды.
Вышла младая потом голова;
В косу вплелася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее как жемчуг дрожат.
Мыслит царевич: “Добро же! постой!”
За косу ловко схватил он рукой.
Держит, рука боевая сильна:
Плачет и молит и бьется она.
К берегу витязь отважно плывет;
Выплыл; товарищей громко зовет.
“Эй вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя...
Что ж вы стоите смущенной толпой?
Али красы не видали такой?”
Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! померк торжествующий взгляд.
Видит, лежит на песке золотом
Чудо морское с зеленым хвостом;
Хвост чешуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь дрожит;
Пена струями сбегает с чела,
Очи одела смертельная мгла.
Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек...
Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!

“Тамань”: “Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский, свежий голосок, — но откуда?.. Прислушиваюсь — напев старинный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь — никого нет кругом; прислушиваюсь снова — звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка. Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню…

…Странное существо! …Эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь…

…Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожительно. …

…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны.

Было уже довольно темно; голова ее мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего не видал...”

Проверяем, что получилось дома, сравниваем, дополняем:

Девушка-русалка
Загадочная ---– странная
Поет ----- манит ----- защищается
Жаль разрушенного покоя, дома
тайна

Морская царевна
Любящая ----- прекрасная
Очаровывает --- просит помощи --– погибает
Жаль гибнущей красоты, идеала, мечты
Мечта

Чем отличаются героини? Умыслом. Девушка защищается, охраняет свою тайну, любовь, Дом. Не получается. Прекрасное, мечта – хрупки, беззащитны.

Глаза царевны “любовью горят”, девушка-мечта Печорина тоже поет о любви, о любви мечтает и сам поэт:

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел.

Давайте проследим, чем отличаются герои – Печорин и царевич:

Царевич
Предусмотрительный --– сильный
Побеждает --– огорчается --– мыслит
Вызывает сожаление от горечи победы, недоумение
Приземленность (грусть)

Печорин
Любопытный --– смелый
Ищет (ключ загадки) ---– очаровывается--– побеждает
Привлекает активностью, жаль разочаровавшегося человека
Страдание (грусть, тоска)

Чем отличаются герои? Мудр ли царевич? Судьба ли вовлекла Печорина в эти приключения или сам (анализ главы и выявленное при этом преобладание глаголов активного действия позволяет сделать вывод – сам!)? Он тоже предусмотрителен, но, как жаждущий чуда, разгадки, – безрассуден.

Почему так стремительно меняется настроение от активно-любопытного к почти апатии: “Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..”?

Мы говорили, что Онегин не умеет трудиться, чего не умеет Печорин? Полный сил, активный, жизнелюбивый, неравнодушный, сделав шаг к познанию жизни, охладевает сразу… Может, это происходит оттого, что не умеет думать о других, о будущем?

Какой философский конфликт предлагает автор нашему вниманию? При столкновении тайны, мечты с одной стороны, и реальности, эгоизма, с другой стороны, проза побеждает поэзию, Дом, покой разрушены.

Что стало причиной этого конфликта, что помешало смягчить его? Праздное любопытство, эгоизм, индивидуализм, безответственность; при всем хорошем, что есть в этом человеке, он принес только горе тем, кто оказался рядом. Едкая истина? Нужна ли она?

Подумаем, кто бы мог стать во главе следующего синквейна:

?
мятежный --– одинокий
вдохновляется --– мечется --– любит-ненавидит
интересен поиском гармонии, истины, неуспокоенностью
парус

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем ребятам подумать над вопросом: повествование в “Тамани” ведется от лица героя, но только ли его голос слышим? В.Г.Белинский высоко оценил поэтический стиль повести: “это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным… стихом”. В черновиках писателя финал повести был записан так:

Да и какое дело мне
до радостей и бедствий человеческих,
мне,
странствующему офицеру
по делу да еще с подорожной
да по казенной надобности…

Это размышление написано 4-6-стопным ямбом с пиррихиями. Сбой ритма происходит на словах: МНЕ (Я) – странствие – дорога. Почему именно эти слова выделены? Я – эгоистичен, индивидуалист; дорога – бесприютен, бездомен, в пути, без привязанностей, без близких, одинокий странствующий романтический герой. Голос автора звучит сквозь признания героя, почти созвучен, хотя, конечно, не равен ему.

О какой горькой истине говорит М.Лермонтов?

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого, – утверждал он. Необдуманный поступок, желание исполнить любую свою прихоть, любопытство, грубое вмешательство в чужую жизнь могут стать причиной трагедии.

Эта истина временнАя или вечная? Может, рядом с нами корчится в муках чудо, мечта, нами растоптанная? С другой стороны, наша мечта, к чему мы стремимся, не всегда оказывается чудом. Как распознать?

Финалы обоих произведений совпадают: герой задумался! О чем? Поколение не готово к борьбе за мечту или не имеет мечты? Эти слова кто сказал, автор или мы? То есть, задумались и мы, это важно для нас: что священного и порочного в нас. У нас сейчас есть мечта, какая она – чудо морское или красота неписаная? Что священное или порочное в нас, мучаемся ли мы этим?

Давайте создадим синквейн нас, нашего впечатления от произведения:

Тамань
Романтическая -– реалистическая
Интригует-– волнует -– вызывает сочувствие
Заставляет задуматься не только о героях, но и о себе
белеет парус одинокий

Так нужны или нет едкие истины? Что убираем в названии темы: ? или !, чтобы не победило в нас порочное!

В качестве домашнего задания ребята должны попробовать создать обобщенный синквейн собирательного образа героя-современника, прочитать следующую главу романа “Княжна Мери”.

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru