Цели:

познакомить учащихся с творчеством и биографией И.Уткина;

формировать любовь к родному краю;

развивать умение выразительно читать поэтический текст;

формировать умение работать с информацией: находить, выделять главное;

стимулировать интерес к истории родного края и страны;

формировать негативное отношение к войне.

 

ХОД УРОКА

 

1. Вызов (Слайд – вопрос)

– Скажите мне, пожалуйста, на каких улицах вы живёте?
– Почему они так называются?
– Назовите имена людей, в честь которых были названы улицы в нашем посёлке.
– Что вы знаете о них? (коротко)
– Каким же нужно быть человеком, чтобы в твою честь могла быть названа улица? (Быть выдающимся писателем, учёным, совершить подвиг)

– Запишем ключевые слова на доске: выдающийся писатель, подвиг. Так вот, сообщаю вам, что сегодня мы будем говорить о писателе, в честь которого названа улица в городе Иркутске. Его имя вы знаете, так как многие имели опережающее задание. Это – Иосиф Уткин. Как вы думаете, почему именно в Иркутске в честь него названа улица? Может, он там жил? Что же он совершил? Был хорошим писателем? Может, не только? А теперь я вам сообщу, что в городе Иркутске есть и библиотека имени этого человека. Может, действительно, он был настолько выдающимся писателем? Тогда почему он не столь известен, как, например, Горький или Лермонтов? Я предлагаю вам сформулировать самим тему сегодняшнего урока. Что нам нужно узнать на уроке?
(слайд с темой)

– Давайте сформулируем вопросы, на которые мы хотим получить ответы в течение урока.

Какие произведения писал? (о чём, чем они были хороши?)

Каким был человеком?

Что совершил значительного в жизни?

2. Осмысление

Учитель. Ответить на эти вопросы вам поможет таблица, которую вы заполните по ходу чтения сообщений и стихотворений.

(слайд с таблицей) Дети получают данную таблицу в распечатанном виде.

Такой примерно результат получится после выслушивания всех выступлений учащихся.

 

Период жизни

Что совершил

Какие качества личности проявил этим поступком

Детство

Стал кормильцем семьи после ухода из неё отца

Ответственность, упорство

Юность

Участвовал в гражданской войне.
Писал стихи

Решимость, смелость, гражданская позиция.
Талант

Взрослая жизнь

Участвовал в ВОВ.
Своими стихами зажигал в людях стремление к победе.
Работал военным корреспондентом.
Раненый, продолжал писать (диктовать) и публиковать стихи.
Добился, чтобы его после ранения не отправили в тыл, а пустили вновь на фронт, на передовую.

Отвага, умение влиять своим творчеством на настроение, мысли других людей.
Поэтический дар.
Патриотизм.

 

Ученик 1. (слайд – Иркутск)

Родился 27 мая 1903 года на станции Хинган Китайско-Восточной железной дороги, которую в то время строили его родители. После рождения сына семья вернулась в родной Иркутск, где и прошли детство и юность Иосифа Уткина.Иосифу удалось окончить трёхгодичную городскую школу и поступить в четырёхклассное училище, откуда, однако, на четвёртом году учёбы он был исключён – «за плохое поведение и вольномыслие, по совместительству». «Плохое поведение» состояло в том, что мальчик пропускал занятия, потому что в это же время работал, – ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом, в которой было семеро детей. Иосиф устроился маркёром в биллиардную сибирского «Гранд-Отеля», потом продавал вечерние газеты, разносил телеграммы; служил на кожевенном заводе.

(слайд – гражданская война)

А когда через Иркутск, вдоль Транссибирской железной магистрали, прокатилась волна Гражданской войны, и пришло время выбора, то выбора у него фактически и не было: едва ему исполнилось 17 лет, Иосиф Уткин, один из первых иркутских комсомольцев, отправился на Дальний Восток – добивать белых.

(слайд – газета)

Конец 1922 – поворотный момент в биографии Уткина. Он становится репортёром иркутской газеты «Власть труда», и вскоре имя его начинает появляться на страницах сибирских газет и журналов. Так с 19 лет начался его путь поэта.

Учитель. Что можно записать в таблицу?

– Итак, гражданская война, и Уткин в ней участвует. Теперь послушаем стихотворение. (Читает ученик)

(слайд – Красная армия)

«Песня о матери», 1924 год:

Вошёл и сказал:
«Как видишь, я цел,
Взять не сумели
Враги на прицел.
И сердце не взяли,
И сердце со мной!
И снова пришёл я,
Родная, домой.
Свинцовые ночи
Не ждут впереди!»
И орден
Пылал у него на груди.
А очи – как дым!
А сердце – как дым!
Так радостно жизнь уберечь
молодым!

И больно сказала
Седая мать:
«Мой милый,
Устала я плакать и ждать.
Я знаю, как много
Страданий в бою.
Но больше боялась
За совесть твою.
Скажи:
Человеком
На фронте ты был?..»
И глухо сказал он:
«Семнадцать убил…»
И годы – как дым,
И радость – как дым,
Так горестно жизнь потерять
молодым!..

И больше никто
Говорить не мог.
И молча солдат
Ступил за порог,
А сзади, как водная
Муть глубока,
Глазами старухи
Смотрела тоска.
Он шел к горизонту,
Тоска – впереди,
И орден…
Дрожал у него на груди.

Ах, бедная мать!
Ах, добрая мать!
Кого нам любить?
Кого проклинать?

– О чём это стихотворение? Какую проблему поднимает здесь поэт? О чём болит сердце матери?

Конечно, мать рада, что сын остался жив. Но не только о физической жизни сына она беспокоится, но и о жизни духовной, о его душе. Чтобы остаться в живых, её сыну приходилось убивать других, а они тоже чьи-то сыновья… А ещё обратите внимание – стихотворение о гражданской войне, значит, врагом был не какой-то иноземный захватчик, а свой, гражданин твоей страны… Видите, какой душевной чуткостью обладает поэт Иосиф Уткин.

Ученик 2. (слайд – молодые поэты)

В 1924 году молодого талантливого комсомольского поэта и журналиста направили на учёбу в Москву. Иосиф Уткин быстро стал известен. Выходит первая, а затем и вторая книжка его стихов.
Критики и другие поэты подмечали особенность многих стихов Иосифа Уткина: сочетание «чрезвычайно мягкого гуманизма» – и «мужества революционера», «сердечной нежности» – и «сознания революционного долга». Поэту Иосифу Уткину досталось жестокое время, и он никогда не прятался за спинами других.
В период учёбы в институте, во второй половине 20-х годов, и происходило формирование Уткина как поэта со своим собственным голосом в литературе. Для русской поэзии те годы были годами поиска новых форм и новых тем. Только-только ушёл из жизни Сергей Есенин, был широко известен Владимир Маяковский.
В январе 1928 года группу молодых поэтов, среди которых был и Иосиф Уткин, направили в двухмесячную поездку за границу. Они увидели Чехословакию, Австрию, Италию, Францию и десять дней провели в Сорренто, у Горького. Беседовали, читали стихи, спорили. Горький в те дни написал в письме Сергееву-Ценскому: «Сейчас у меня живут три поэта: Уткин, Жаров, Безыменский. Талантливы. Особенно – первый. Этот – далеко пойдёт»
Характерной особенностью стихов Иосифа Уткина является их напевность. Многие его стихи представляют собой готовые песенные тексты и легко ложатся на музыку. И недаром многие его стихотворения имеют в своём названии слово «песня»: «Песня о матери», «Народная песня», «Песня о песне», просто «Песня», «Песенка» и так далее. Да и сам Иосиф Уткин любил музицировать, любил петь – под гитару.

(слайд со значением слова БАРД)

В довоенные годы слово «бард» вовсе не имело того смысла, которое мы вкладываем в него теперь. И по какому-то удивительному совпадению в качестве текста для своей самой-самой первой песни, написанной в конце 1962 года, Сергей Никитин, известный бард, выбрал именно стихотворение Иосифа Уткина. Стихотворение называется «В дороге».

Читает ученик.

Ночь, и снег, и путь далёк;
На снегу покатом
Только тлеет уголёк
Одинокой хаты.

Облака луну таят,
Звёзды светят скупо,
Сосны зимние стоят,
Как бойцы в тулупах.

Командир усталый спит,
Не спешит савраска,
Под полозьями скрипит
Русской жизни сказка.

… Поглядишь по сторонам –
Только снег да лыжни.
Но такая сказка нам
Всей дороже жизни!

(слайд с фото Никитина)

Послушаем в авторском исполнении эту первую песенку Сергея Никитина. (Звучит песня)

Учитель: Наступила ВОВ.

Чтение стихотворения наизусть.

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это – другая.
Это значит… сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.

Только вам я всем сердцем и внемлю.
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.

И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!

– О чём это стихотворение? (О любви и верности. Лирический герой одинаково сильно любит Родину и Женщину и одинаково верен им.)

Ученик 3.

(слайд – война)

Грянула Великая Отечественная Война. На следующий же  день после её  начала Уткин написал стихотворение «Гнев миллионов».  В августе 1941 он уже оказался в брянских лесах – в качестве работника фронтовой газеты «На разгром врага». Каждый день в печати появлялись стихи Уткина, исполненные гнева, ненависти к врагу и непоколебимой убеждённости в победе.

(слайд – корреспонденты)

Уткин писал о подвигах наших лётчиков, партизан, машинистов, о готовности каждого человека отдать свою кровь и жизнь за родную землю. Многие из этих стихотворений создавались уже непосредственно на фронте – в блиндажах и окопах, а потом печатались на походных типографских станках – в шалашах,  в лесу, – там помещалась редакция газеты «На разгром врага». И всюду, как правило, поэт был на передовых позициях, не зная, что такое страх, и умея быть настоящим агитатором среди бойцов, служа им примером мужества и спокойствия.

(слайд – воины читают газету)

Никогда ещё не писал он так много стихов, как в военные годы. В его военных стихотворениях мы видим ту же искренность, ту же простоту формы и ту же напевность, которые и составляют его поэтический стиль.
Его военные стихи помогали бойцам выжить и победить, их знали, их читали в перерывах между боями.

(слайд – смерть детоубийцам)

(Стихотворение «Я видел девочку убитую…» читает ученик)

– Для чего написано стихотворение? Какие чувства могло вызвать у солдат, у людей за линией фронта? (Желание отомстить врагу, желание поскорее прекратить войну как бессмысленное истребление ни в чём не повинных людей, детей…) (обратить внимание на плакат на слайде.)

Учитель. А вот послушайте ещё одно стихотворение.

(слайд – ангел)

Стихотворение «Затишье» (1943 год):

Над землянкой в синей бездне
И покой, и тишина.
Орденами всех созвездий
Ночь бойца награждена.

Голосок на левом фланге:
То ли девушка поёт,
То ли лермонтовский ангел
Продолжает свой полёт.

Вслед за песней выстрел треснет –
Звук оборванной струны.
Это выстрелят по песне
С той, с немецкой стороны.

Голосок на левом фланге
Оборвётся, смолкнет вдруг…
Будто лермонтовский ангел
Душу выронит из рук…

– Помните стихотворение Лермонтова «Ангел»? в нём говорится об ангеле, который есть у каждого человека и к которому человек обращается «в минуту жизни трудную». Иосиф Уткин очень любил стихотворения Лермонтова и хорошо знал его творчество.

– О чём это стихотворение? (Даже на войне есть место песне, душе. Вновь подчёркивается бессмысленная жестокость войны.)

Ученик 4.

(слайд – медсанбат)

Уже в сентябре 1941 года (самое начало войны!), во время боёв под Ельней, осколком мины Иосифу Уткину оторвало четыре пальца на правой руке. Можно было забыть об игре на гитаре и о том, чтобы писать самому. Однако это обстоятельство ни на один день не вывело поэта из боевых рядов. Стихи свои он диктовал, даже находясь в полевом госпитале.

Стихотворение «В санбате» (из учебника). Наизусть.

Не прекращал он литературной работы и в Ташкенте, куда был отправлен на излечение. Менее чем за полгода пребывания Уткина в Ташкенте им были созданы две книги фронтовой лирики, а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами.
И всё это время Уткин рвался «на линию огня», умоляя высшее военное начальство настойчивыми просьбами послать его на фронт. Поэт просто игнорировал своё увечье, как будто бы его не существовало.

Наконец летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте – в качестве специального военного корреспондента от газет «Правда» и «Известия». В брянских лесах писались Уткиным стихи о родине и её патриотах, очерки о подвигах Красной Армии и партизан, накапливались материалы для будущих произведений.

(слайд – книга)

Учитель Он добился того, чтобы ему разрешили снова бывать на фронте. И снова и снова писал он свои удивительные стихи о людях на войне.

(Читает учитель)

Лампы неуверенное пламя.
Непогодь играет на трубе.
Ласковыми, нежными руками
Память прикасается к тебе.

К изголовью тихому постели
Сердце направляет свой полёт.
Фронтовая музыка метели
О тебе мне, милая, поёт.

Ничего любовь не позабыла,
Прежнему по-прежнему верна:
Ранила её, но не убила
И не искалечила война.

Помню всё: и голос твой, и руки,
Каждый звук минувших помню дней!
В мягком свете грусти и разлуки
Прошлое дороже и видней.

За войну мы только стали ближе,
Ласковей. Прямей. И оттого
Сквозь метель войны, мой друг, я вижу
Встречи нашей нежной торжество.

Оттого и лампы этой пламя
Для меня так ласково горит,
И метель знакомыми словами
О любви так нежно говорит…

– Это стихотворение было опубликовано 19 мая 1944 года. А 13 ноября 1944 трагически и нелепо оборвалась его жизнь. Возвращаясь с Западного фронта, Уткин погиб в авиакатастрофе, случившейся совсем неподалёку от Москвы. Погиб на взлёте творческого пути, в расцвете дарования, не дожив и до 42 лет.
Похоронен  Иосиф Уткин в Москве на Новодевичьем кладбище.

(слайд – Иркутск)

3. Вывод

– Сделаем выводы. Вернёмся к нашим вопросам (и ключевым словам) и попытаемся ответить на них. Прочитайте свои записи в таблицах, они помогут вам ответить на вопросы.

Вывод: Иосиф Уткин проявил себя не только как замечательный поэт, но и как гражданин своей страны, как патриот. Можно считать подвигом его поступок на войне, когда он, несмотря на ранение, не захотел остаться в тылу, а отправился на передовую линию фронта. Своими стихами он пробуждал в читателях чувства, которые помогали им выжить на войне, выражали всеобщую боль, ненависть к врагу, напоминали, что кроме ужасов войны продолжает существовать любовь, нежность, вера в победу, надежда на встречу. Конечно, иркутяне недаром почитают имя своего земляка. Его имя на областной юношеской библиотеке напоминает молодому поколению, кто воевал и победил, защищая свою, нашу, Родину. Мы по праву можем гордиться тем, что Сибирь вскормила таких достойных людей.

4. Рефлексия

– Теперь на листах с таблицей, внизу закончите предложения: как вы оцениваете свою работу на уроке – можете, как обычно, нарисовать смайлик, а можете поставить себе оценку. Далее оцените урок в целом таким же образом.

Оценки.

– Всем спасибо.

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru