Урок-диалог построен с использованием идей школы “диалога культур” В.С. Библера. Это одна из наиболее перспективных концепций современного образования, основанная на диалоге различных исторических культур в контексте культуры 21 века.

Цели и задачи урока.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Способствовать словесному экспериментаторству учащихся как одному из путей постижения смысла поэтического текста и развития речевого творчества.

Способствовать умению интерпретировать текст.

Способствовать развитию смысловых и звуковых ассоциаций.

Развитие возможности к речетворчеству как способу создания собственного текста на основе контекста автора.

Обучение поэтической стилизации.

Развитие связной монологической речи учащихся.

Оформление урока.

Тема урока.

Рисунки учащихся.

Отрывки из творческих работ учащихся.

Тексты стихотворения и словарики.

Учитель. Сегодня у нас урок-диалог, который продолжит наши размышления над необычным стихотворением В. Хлебникова “Бобэоби пелись губы”. В итоге вы, возможно, через слово придете к разным мнениям о смысле поэтического текста и попытаетесь создать собственную творческую работу. Послушайте стихотворение В. Хлебникова еще раз. Чтение стихотворения учителем.

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

На прошлом уроке после первого прочтения вы попытались через рисунок передать смысл стихотворения. Затем мы с вами составили страничку толкового словаря современного русского языка к произведению.

Сейчас, слушая комментарии к выполненным рисункам, вы можете пользоваться словариком и задавать вопросы выступающим. Мы вместе запишем наиболее интересные высказывания ребят.

Выступления ребят. Завязывается диалог, проясняющий позиции детей в понимании текста Хлебникова. В ходе обсуждения учитель и класс записывает материал в “копилку” - коллаж из мыслей учащихся, их выступлений. На доске оформляется запись.

 

“Лицо”

“Слово”

Весеннее состояние души.

Слово передает звуки.

Брови как птицы.

Слово передает скрытое движение.

Глаза – цветочки.

Слово – это дар предвидения.

Облик – взгляд вверх.

Слово оберегает.

Лицо – душа.

Слово передает краски.

Природа и душа вечны.

Слово открывает мир.

Радость вне времени.

Облик устремлен к небу, к счастью.

 

Учитель. Итак, ваши рисунки и комментарии – это множество разных и очень интересных мыслей об одном поэтическом тексте.

Я прочитала и ваши творческие работы, в которых вы попытались сжато пересказать стихотворение В. Хлебникова. В них открылись необычные звуковые и лексические ассоциации. Например, (читаем записи на доске):

 

Пелся облик

У ребят

У Хлебникова

Лей-лей-лей

Лиэээй

Пелись брови

Миэлео

Пиээо

 

Учитель. Посмотрите, как по-разному через музыку стиха выразились у вас настроение, впечатление, смысл. У вас – радостное пение лица в мягких звуках Л, М, Й, а у автора часто повторяется гласный Э как знак широты, протяженности Лица.

Анализируя лексический уровень ваших творческих работ, хочу обратить внимание на интересные выражения. Чтение заготовленных заранее на доске цитат.

Непонятным рисунком жило лицо. (Илья А.)

Без ограничения жило лицо. (Сева К.)

Лицо хочет спрыгнуть с холста. (Катя К.)

На протяжении жило лицо. (Дима К.)

Создался облик внеземной радости. (Ваня Е.)

Что общего в этих интересных высказываниях? Да, в работах вы характеризуете понятие “лицо”, но делаете это по-своему, используя свои эпитеты. Таким образом вы интуитивно, заменив авторскую лексику, подошли к авторскому замыслу.

Однако вы, вероятно, заметили разницу в написании слова “лицо”: у вас – с прописной буквы, а у Хлебникова – с заглавной. Почему у автора стихотворения – Лицо?

Ответы учащихся: важность, как имя, неповторимость, индивидуальность…

А теперь вернемся к началу урока: используя рисунок, словарик к стихотворению, “копилку” урока, фонетические и лексические находки, попытайтесь создать стилизацию по Хлебникову “Лицо” или свою творческую миниатюру “Мое лицо”.

Самостоятельная работа продолжается 5-7 минут, затем проверка и обсуждение работ учащихся. Звучит похвала учителя в адрес творческих работ.

Учитель. Итак, ребята, каковы ваши впечатления от урока? Вам самим работы понравились? Что конкретно понравилось?

Звучат ответы ребят: урок необычный; можно сделать свое; нравится, что получается; открытие нового произведения…

Учитель. Спасибо вам, кто говорил, думал, творил; я очень рада, что урок стал для вас открытием. И для меня урок был интересным, необычным, потому что вы стали соавторами самого В. Хлебникова. Вы приобщились к слову, оно стало для вас (внимание на доску):

Передачей звуков.

Музыкой движения.

Магической силой красок.

Даром предвидения.

Действительно, слово открывает мир. Открывать для себя мир через слово мы будем всегда. Спасибо всем.

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru