Цель урока: Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта; обозначить своеобразие художественного мира Некрасова.
Задачи урока:
а) образовательная
продолжить обучение навыков анализа лирического текста;
проконтролировать степень усвоения умения анализировать литературное произведение;
продолжить развитие навыков работы с текстом произведения.
б) воспитательная
для решения задач эстетического воспитания включить в урок чтение стихов наизусть;
воспитывать гражданскую позицию.
в) развивающая
развивать логическое мышление,
закрепить умения анализа лирического текста;
для развития самостоятельности и наблюдательности включить в урок самостоятельную работу с текстом стихотворения;
для развития монологической речи учащихся включить в урок выступления учащихся.
Тип урока - лекция.
Методы преподавания: Самостоятельная работа с текстом, эвристическая беседа, индивидуальное выступление учащихся
Оборудование:
Репродукции портретов Некрасова (работы И.Н.Крамского, Н.Н.Ге), книги и открытки с видами тех мест, где жил и бывал Некрасов.
Оформление доски. Работа с лексикой (поэт-урбанист, гражданская поэзия, демократ, свобода, гуманист)
Учебник под ред. Кутузова
План урока.
Творчество Некрасова и его место в русской литературе XIX века.
Детские и юношеские года в Грешневе, учеба в Ярославле и отъезд в Петербург
Жизнь в Петербурге. Первый сборник стихов (1840 г.) «Мечты и звуки». Знакомство с Белинским (1843 г.). Первые стихотворения, принесшие известность («В дороге», «Тройка», «Огородник»)
Некрасов - редактор «Современника». Сборник стихов 1856 г. Поездка за границу, в Италию. Творчество после реформ.
Некрасов в 60-е годы. Последние годы жизни. «Кому на Руси жить хорошо», «Последние песни».
ХОД УРОКА
Организационный момент 1 мин.
Активизация внимания учащихся (задается вопрос о произведениях Некрасова, изученных ранее).
Вступительное слово учителя 4 мин.
Основные тезисы:
«В наше время писателю, чтобы достойно проходить литературное поприще, недостаточно одного таланта. Самая личность его много значит. Любовь к истине, превосходящая всякую другую любовь, вера в идеал...- вот что спасет талант от постигающей его нередко апатии и других спутников упадка», - писал Н.А. Некрасов в рецензии на произведение поэта Я.П.Полонского, но эти слова в полной мере можно отнести и к самому Некрасову.
Лекция учителя 10 мин.
Основные этапы жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова, его место в русской литературе XIX века.
Демонстрация учебного фильма (детство и отрочество) - 5 мин.
Лекция учителя (продолжение) 10 мин.
(Начало творческого пути, «Мечты и звуки», знакомство с Белинским, первые стихи, которые принесли известность, работа в журнале и т.д.)
- Работа с классом.
Ставлю проблемный вопрос:
Мог ли Некрасов стать поэтом, который отдал все свои творческие силы служению народа?
Что способствовало этому (жизненные обстоятельства, личные качества) 7 мин.
- Ориентировочная беседа. Учащимся предлагается определить своеобразие художественного мира Некрасова:
глубокая гражданственность и народность поэзии;
приоритет содержания над формой;
развитие реалистических традиций;
отражение действительности в противоречиях и контрастах;
активная жизненная позиция поэта;
социальная тематика и проблематика;
использование в поэтическом языке элементов разговорной и «сниженной» лексики.
3 мин.
Проведение теста на повторение. (5 мин)
Домашнее задание: Выучить биографию А.Н. Некрасова с. 143
Индивидуальное задание. Выучить наизусть стихи: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Муза», «Элегия».
Тест
1)Некрасов Н.А. учился:
В Нежинской гимназии
В Царскосельском лицее
В Московском университете
В Петербургском университете
2)Назовите журнал, редактором которого являлся Н.А.Некрасов?
«Эпоха»
«Русский вестник»
«Современник»
«Время»
3)Какое из перечисленных стихотворений Н.А.Некрасов относится к ролевой лирике?
«Тройка»
«Родина»
«Нравственный человек»
«Забытая деревня»
«Железная дорога»
4)Какое произведение не принадлежит Некрасову:
«Железная дорога»
«Невский проспект»
«Памяти Добролюбова»
«Русские женщины»