Цели урока.

Обучающие:

- самостоятельно проанализировать ряд сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирических произведений, раскрыть их художественное своеобразие;

- формировать умения применять полученные знания на практике;

- проверить усвоение материала на основе творческих заданий и тестов.

Развивающие:

- развивать навыки устной и письменной речи;

- развивать познавательную активность и творческие способности обучающихся;

- развивать критическое мышление, навыки индивидуальной и групповой работы.

Воспитательные:

- воспитание активной жизненной позиции;

- воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

- воспитание гуманизма и любви к литературе.

Метод: работа в группах с последующим сообщением и записью выводов.

Оборудование:

1) Лебедев, Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2020

2) Тексты сказок “Премудрый пискарь”, “Дикий помещик”, “Медведь на воеводстве”, “Карась-идеалист”, “Вяленая вобла”.

Предварительное домашнее задание: прочитать сказки.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя о целях урока.

2. Деление класса на 5 групп (по количеству сказок).

3. Составление плана анализа сказок (запись на доске):

1) Как вы восприняли сказку? Какое впечатление она на вас произвела?

2) Каково содержание сказки? Какие пороки в ней обличаются?

3) Определить тему и идею сказки.

4) Выделите основные особенности сатиры в сказке.

4. Работа в группах.

5. Итог работы в группах: сообщения обучающихся, записи выводов.

6. Заключительное слово учителя.

Информация для учителя (ответы на вопросы плана анализа сказок на примере одной из них).

“Дикий помещик” (1869)

1. Личные впечатления учащихся (1-2).

2. Пересказ содержания сказки.

Пороки помещика: глупость, жадность, паразитизм, пороки народа: безропотность, терпение.

3. Тема – показ непримиримых противоречий между крепостниками–дворянами и окончательно разоренным крестьянством в пореформенное время.

Идея – мужиком живет Россия, его трудом и заботами, подневольный мужичий труд сохраняет помещичью дебелость; народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.

4. 1) Основной стилеобразующий принцип – гротеск:

а) необыкновенное сочетание типично сказочных оборотов с приметами реальной российской жизни: “И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”;

история реальных отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права: дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев ведет себя как заправский крепостник; мужики его, пахнущие мякиной и овчинами, - “временнообязанные”, как и положено быть мужикам после реформы 1861 года и т.д.;

герой принимает у себя в гостях знаменитого актера Московского Малого театра Садовского, вслед за ним – покровительствующего помещикам капитан – исправника.

б) Фантастические перемены, случившиеся с героем: “Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый примитивный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный клич, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем”.

Невероятно быстрое, внезапное исчезновение, а затем, в конце сказки, столь же мгновенное появление мужиков.

2) Фольклорные традиции.

Зачин: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…”

Типичные присказки: “сказано-сделано”, “по щучьему велению”, “много ли, мало ли времени прошло”.

Постоянные эпитеты и обычные в фольклоре изменения порядка слов: “туча черная”, “тело белое, рыхлое, рассыпчатое”, “звери дикие”.

Троекратное повторение однородных действий: “третий человек его дураком чествует, третий человек посмотрит на него, плюнет и отойдет” и др.

3) Особенности языка.

Комический алогизм: частое повторение слов из газеты “Весть”: “Старайся!”; помещику “разум… дан большой”, ибо всюду “сократил” мужиков.

Т.о., образ дикого помещика разоблачает хищнические повадки всего крепостнического лагеря, оказывающего в период политической реакции все более сильное влияние на политику правительства.

Сказки Щедрина, столь различные по характеру, проблематике, манере изложения, в своей совокупности с исчерпывающей полнотой воссоздавали и “положение минуты” и “общие тона русской жизни” 80-х годов 19 века.

Щедрин изображает в них – его смелостью, доходящей до “анахронизма”, – правителей России, угнетаемый народ, либералов, предающих интересы народа; демократическую интеллигенцию, самоотверженно борющуюся за народные права.

Сатира в “Сказках” направлена против мира реакции 80-х годов, против всех форм приспособления к ней. Писатель отразил в них растущую ненависть народа к своим угнетателям. Мирным путем разрешить классовые противоречия невозможно, – утверждает он в своем сказочном цикле. Щедрин говорил в своих сказках о русской жизни 19 века, боролся против коренных зол своей эпохи, но художественный смысл его сказок гораздо более широк.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика