Цели урока.

Образовательные.

Исследовать тему любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”.

Углубить понятие “художественный прием” (музыка, ветка сирени) в тексте.

Развивающие.

Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.

Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

Совершенствовать навык составления кластера и работы с интерактивной доской.

Развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.

Развивать творческие способности.

Развивать самостоятельность мышления школьника.

Воспитательные.

Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам.

воспитывать чувство толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Социализации личности.

Развивать умение высказывать свое отношение к проблеме, высказывать свою точку зрения.

Актуализировать знания учащихся по данной теме.

Форма урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактическое пространство урока:

- карточки-задания "Ассоциативные ряды",

- мини-презентации учащихся на темы: “Что такое любовь. Любовь в понимании Ильи Обломова”, “Илья Обломов и Ольга Ильинская”, “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

- роман И.А. Гончарова "Обломов".

- мультимедиапроектор и интерактивная доска, презентация в программе “Смарт Ноутбук”.

- музыкальное сопровождение: Ария “Casta diva” из оперы “Норма”, В.А.Моцарт “Музыка ангелов”.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданием, тексты произведения, листы А-4, фломастеры.

 

Ход урока

 

I. Мотивационный компонент. (2 мин.)

Звучит музыка: В.А.Моцарт “Музыка ангелов”. Входит учитель с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

“Счастливый, сияющий, точно “с месяцем во лбу”, пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: “Ольга”.

“Ах, какая пыль! – очнувшись от восторга, заметил он”.

II. Постановка темы, проблемного вопроса и цели урока. (5 мин.)

1. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О любви) Почему? (Ветка сирени – художественная деталь, символизирующая чувства героев.)

- О каком герое идет речь?

- Узнаете ли вы Обломова? (Нет, он здесь другой, он влюбился).

- Какое место в романе занимает любовь? (Центральное), почему? (3 части романа посвящены любви).

- Как вы думаете, что такое любовь?

2. Слово учителя.

Уроки математики учат считать, уроки русского языка – писать, а уроки литературы учат жизни. Сегодня уроки жизни и любви нам преподаст знаменитый классик русской литературы И.С. Гончаров.

3. Работа с презентацией.

- Что Гончаров писал о любви? (Цитату читает ученик).

Выделите слова, которые определяют “любовь” (1 ученик выделяет у доски стилусом).

4. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, зачем автор уделяет столь большое внимание любви? (Варианты учащихся, один из вариантов: чтобы понять, способна ли любовь изменить Обломова)

Проблемный вопрос: Способна ли любовь изменить Обломова?

Хорошо поставлен вопрос. На сегодняшнем уроке мы попробуем дать ответ на данный вопрос.

- Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся, один из вариантов: любовь в жизни Обломова).

- Запишем тему нашего урока в тетрадь и проблемный вопрос.

В тетрадях:

Любовь в жизни Обломова

Способна ли любовь изменить Обломова?

- А какие задачи стояли перед вами при выполнении домашнего задания. (Домашнее задание дано по группам. 1 группа – выяснить, что означает понятие “любовь” и как Обломов понимает это чувство; 2 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Ольга Ильинская; 3 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Агафья Матвеевна. Каждой группе была предложена система вопросов по заданной теме. Исследовательская работа началась на предыдущем занятии.)

- Это и будут задачи нашего урока.

Задачи урока:

Что означает понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова.

Отношения Обломов – Ольга Ильинская.

Отношения Обломов – Агафья Матвеевна Пшеницына.

III. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

Каждая группа представляет ответ на заданный ей вопрос в виде презентации.

1 творческая группа Защита презентации “Понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова”.

- Есть ли вопросы к 1 группе?

2 творческая группа Защита презентации “Обломов и Ольга Ильинская”.

- Есть ли вопросы к 1 группе?

- С чего начинается любовь Обломова к Ольге? (С музыки, звучит “Каста Дива”, ч.2 гл. 5). Прослушивание фрагмента арии “Casta diva” из оперы “Норма.

- Как музыка повлияла на героя? (Ольга поет с душой, Обломов чувствует чистую душу, потому что у самого тонкий вкус, чистая душа. Это сближает их).

- Почему Обломов пишет письмо? (Струсил). Почему чувство угасает?

3 творческая группа исследовала тему “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

IV. Формирование кластера. Групповая работа. (10 мин.)

1. Беседа с учащимися.

С какими женскими образами связан Обломов? (Мать, Ольга, Агафья Матвеевна). Чтобы проследить взаимоотношения героев, какую форму работы, по вашему мнению, мы можем выбрать? (Составление кластера).

2. Составление ассоциативных рядов. (Каждой группе выдается лист А-4 и фломастеры)

Задание по группам:

1 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – мать;

2 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – Ольга,

3 группа: Создайте ассоциативный ряд - Обломов – Агафья Матвеевна.

3. Работа с интерактивной доской

Путем перетаскивания подходящих к каждому образу слов-характеристик составляем общий кластер. С помощью стилуса выделяем систему взаимоотношений героев и приходим к выводу.

Вывод.

- Почему не состоялась любовь Ольга – Обломов и состоялась Агафья Матвеевна – Ольга? (Пшеницына по своим качествам напоминала Обломову мать, ничего не требовала взамен, готова на жертвенную любовь ради Ильи Обломова. Ольга же любила не настоящего Обломова, а “будущего”).

- Какую ошибку совершает Ольга? (Пытается приспособить человека для себя – эгоистичная любовь).

- Есть ли что-то общего у Обломова “настоящего” с Обломовым “будущим”? (Чтение эпизода ч.4, гл. 8 - прекрасная душа).

V. Физминутка “Подари сердце”.

Погрузим наши ладошки в краску, нарисуем сердце, обведем его. А теперь давайте подарим нарисованное сердце нашему соседу, сказав при этом комплимент. По очереди учащиеся “передают” сердца друг другу. Мне очень приятно, что сегодня у нас на уроке такие отзывчивые и любящие сердца, а мы вернемся к нашим героям.

V. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова. (2 мин.)

- Как сложилась жизнь Ольги после расставания с Обломовым?

- Почему в конце фильма Ольга плачет? (Варианты ребят, один из вариантов: плачет о погибшей прекрасной и чистой душе).

V. Оценивание. Рефлексия. (5 мин.)

Беседа с учащимися.

- Способна ли любовь изменить Обломова?

(Обломов способен на глубокое чувство, но даже любовь не может его изменить, это результат полученного воспитания, которое ведет Обломова к погибели).

- Отчего же? Какая причина? (Обломовщина!)

- Какие жизненные уроки вы смогли сегодня открыть для себя? (Ответ: на уроке я открыл для себя…)

Возможные ответы.

Мужчина выбирает жену по матери.

Нужно принимать человека таким, каков он есть.

Нельзя приспосабливать человека для себя. Нужно уважать человеческое достоинство и др.

Оцените выступление групп.

Вы хорошо поработали на прошлом уроке и дома. Благодарю вас за работу. Мне интересно было послушать ваши наработки, а еще интересно узнать, как группы оценят работу друг друга. (Оценка группами друг друга и оценка работы в группе).

VI. Домашнее задание. (8 мин.)

Обязательное: напишите развернутый ответ на вопрос “Способна ли любовь изменить Обломова?”.

Тренировочное: письменно ответить на вопрос “Смогла бы я полюбить Обломова?”.

Творческое: Напишите миниатюру “Что бы я посоветовал Илье Обломову?”.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика