Тема: “Христианская концепция естественного человека в новелле Н.С. Лескова “Человек на часах””, или “О тех…, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…”. (Н.С. Лесков)

Цели урока.

Познавательный аспект: научить каждого ученика работать с авторским художественным текстом, самостоятельно добывать из него нужную информацию, выделять главные положения; научить доказывать правильность и обоснованность своих суждений, отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу.

Развивающий аспект: обогатить словарный запас ученика, усилить экспрессивность и выразительность речи.

Воспитывающий аспект: воспитать дисциплинированность и собранность, открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

Тип урока, связь с предыдущими и последующими уроками: Учитель, планируя урок, предполагает не демонстрацию новых педагогических технологий, а отработку текста понимания новеллы. Данный урок является третьим уроком отработки УУД: урок мотивации для получения информации и урок уяснения знаний. На предыдущем – втором уроке проводится предварительная подготовка: учащиеся заранее работают в группах, обсуждают вопросы и выполняют следующие задания:

анализ художественных образов,

составление проблемных вопросов,

составление теста или кроссворда по содержанию 4 главы новеллы,

отработка выразительного чтения по ролям.

Создать рисунок или эскиз понравившегося сюжета рассказа.


 

Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночью, под тёплым овчинным тулупом... так мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его к себе под ноги.

Н.С. Лесков

 

Куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, – думаю себе, – или неправедны – всё это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности, и потому свято Господу...

Н.С. Лесков

 

... доброта преобладала над умом и выходила не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчётно истекала из... натуры.

Н.С. Лесков

 

Этапы урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

Учитель: Мы начинаем с вами наш урок. Обратите внимание на тему и эпиграфы к сегодняшнему уроку (учитель читает вслух).

?: Как вы понимаете слова Николая Семёновича Лескова? О чём пойдет сегодня речь на уроке? Какова цель нашего урока?

(Ученики формулируют цель урока)

3. Закрепление материала.

 

I этап

Учитель: После прочтения рассказа вам было предложено нарисовать рисунок запомнившегося эпизода. Из представленных рисунков видно, что они отражают один и тот же эпизод: Постников спасает утопающего, оставляя свой пост. Вот с этой главы IV мы с вами и начнем наш разговор. 1-я группа подготовила кроссворд, который позволит нам вспомнить содержание IV главы.

(Ученики разгадывают кроссворд)

P.S. Можно предложить ответы на вопросы в виде фронтального опроса:

Вставьте пропущенное слово в название сборника Н.С. Лескова “Три … и шерамур”. (Праведника)

Назовите главное слово в названии новеллы “Человек на часах”. (Человек)

Главный герой рассказа “Человек на часах”. (Постников)

Закончите фразу: “То оборвётся и замолкнет, то опять раздастся его измождённый стон и призывной …” . (Крик)

Что осталось “пустою” во время спасения часовым тонущего? (Будка)

Закончите фразу: “Но Постников помнил и службу и …”. (Присягу)

Закончите фразу: “Кто мог спасти и не спас, подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой …”. (Долг)

Так назывались розги, с помощью которых наказывали солдат, нарушивших воинскую дисциплиную. (Шпицрутены)

Закончите фразу: “ – Долг службы никогда не должен быть нарушен. – Да, но это им было сделано по состраданию, по …”. (Великодушию)

Закончите фразу: “Солдат говорил, что он стоял на часах и, заслышав стоны человека, тонущего в полынье, долго мучился, долго был в борьбе между служебным долгом и состраданием, и наконец на него напало …”. (Искушение)

?: Какие ключевые слова вы выделили бы в ответах?
Ответ: Человек, праведник, искушение.

?: К кому относятся эти слова?
Ответ: К Постникову.

Задание: Докажите текстом рассказа, что Постникову действительно плохо, он мучается (как автор подчёркивает это).

Ответ: “Сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает... Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, - так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей...”.

?: Чего больше всего хотел Постников, когда слышал крик тонущего?
Ответ: Постников хотел, чтобы кричащий утонул.

?: Так кто же тонет эти злосчастные полчаса и почему?
Ответ: Тонет сам Постников, потому что для него эти полчаса мучительны. Он “тонет” и в самый последний момент всё-таки “выплывает” сам: бросает пост и ... спасает тонущего.

?: Как вы считаете, прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Почему?

Задание: На столах у вас лежат листочки с таблицей (см. ниже). Заполните таблицу.

 

ПРАВ

НЕТ

 

 

 

Лист-образец

Ф.И. ученика:_________________________

Вопрос: Прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Почему?

 

ПРАВ

НЕТ

Постников понимает, что, спасая жизнь другому человеку, он губит себя, но иначе он поступить не может.

Постников нарушает присягу, оставляя свой пост.

 

II этап

Учитель: Случилось, солдат бросил пост, спас тонущего. И складывается впечатление, что на некоторое время о нём забывают. Начинается суета вокруг поступка солдата Постникова.

?: Кто теперь в центре внимания?

Капитан Николай Иванович

Обер-полицмейстер Петербурга генерал Кокошкин

Подполковник Свиньин

Задание: Дайте краткую характеристику каждому чиновнику

1 группа:

Николай Иванович Миллер – ротный капитан, мягкосердечный и жалостливый, гуманист, такой человек не пригоден к военной службе.

2 группа:

Подполковник Свиньин – человек бессердечный, службист, отличающийся строгостью, любящий щеголять требовательностью дисциплины. “Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причинить напрасное страдание; но если человек нарушал какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим”.

3 группа:

Об обер-полицмейстере Кокошкине в Петербурге говорили тогда много ужасающего и нелепого, но… утверждали, что он обладает удивительным многосторонним тактом и при содействии этого такта не только “умеет из мухи сделать слона, но так же легко умеет сделать из слона муху”.

“Кокошкин … был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе…, не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника. Вообще, он много мог и много умел сделать, если только захочет…”.

?: Что их всех объединяет? Что их волнует? Чем они озабочены?
Ответ Всех чиновников волнует, как представить эту историю с наименьшими отрицательными последствиями для себя.

?: И какой же выход был найден?
Ответ: Спасенного повёз в полицейскую часть проезжавший мимо офицер, которому очень хотелось получить медаль “За спасение погибавшего”. Подвиг этого офицера и был представлен царю и вознагражден.

Учитель: Вспомним, как это было.

2 группа читает диалог по ролям (выборочно главы X – XII, заранее подготовленный дома).

?: Что значит “выйти сухим из воды”?
Ответ: Благополучно завершить что - то для себя.

?: Так кто же в этом рассказе вышел “сухим из воды”?
Ответ: Этот фразеологизм используется в рассказе несколько раз и относится к лжегерою офицеру в прямом смысле; а в переносном смысле – к Миллеру, Свиньину и Кокошкину – благополучно завершивших неприятную для себя историю, сумев доказать свою непричастность и невиновность.

Вывод. Из воды выходят сухими:

Офицер инвалидной команды, получивший награду за подвиг, которого не совершал.

Миллер, Свиньин, которые отделались лёгким испугом.

Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу, обратились, и он всех “прикрыл”.

?: А как сложилась судьба Постникова?
Ответ: Арест, ожидание решения своей участи, готовность пройти сквозь строй, вынести каторгу и даже, может быть, расстрел.

?: Как наградили Постникова?
Ответ: Наказали шпицрутенами, после этого Свиньин приказал дать от себя наказанному Постникову фунт сахару и четверть фунта чаю, чтобы он мог “услаждаться, пока будет на поправке”. В этих словах звучит горькая ирония автора.

?: А как сам Постников отнёсся к такой награде?
Ответ: Постников доволен и благодарен, потому что, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего. Двести розог, по тогдашнему времени, очень мало.

?: Чем объясняется такое поведение Постникова?
Ответ: Постников - праведник, он принимает всё, как должное.

?: Следовательно, возникает вопрос об авторской позиции – что имеет право на существование: “долг и наказание” либо “долг и награда”?

III этап

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к XVII главе, где появляется новый образ – образ Владыки.

Звучит аудиозапись.

3 группа подготовила вопросы по этой главе:

Кто такой Владыка?

Какова его позиция?

Как к поступку Постникова относится сам Владыка?

Почему даже Владыка выступает против поступка Постникова?

Ответ: (Из Толкового словаря С.И. Ожегова) Владыка – тот, кто владеет умами и сердцами людей.

Ответ: Авторская задача – обратить внимание на образ Постникова, выделить его среди остальных.

Учитель: А теперь вернёмся к названию рассказа. Н.С. Лесков изначально назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”, изменив его затем на “Человек на часах”.

?: Почему Лесков изменил название? Какое слово в этом названии является главным?
Ответ: Человек! Именно человек в центре внимания автора.

?: А кого мы называем человеком?
Ответ: Постникова, а остальные – службисты.

4. Подведение итогов урока.

?: Какова же авторская позиция?
Ответ:

Вывод. Авторская позиция заключена в словах XVIII главы и в теме сегодняшнего урока: “...Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было...”.

?: Что узнали нового за сегодняшний урок? К каким выводам пришли?

5. Домашнее задание.

Задание: Напишите продолжение рассказа “Постников остался у будки, и что же с ним произошло дальше ...”.

6. Выставление оценок.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Текст понимания новеллы «Человек на часах» Н.С. Лескова

 

Николай Семёнович Лесков стремительно и свободно вошёл в русскую литературу. Сам он даже говорил, что «писательство началось случайно». Но за внешней лёгкостью вхождения в литературу – основательность огромного «жизненного опыта Лескова, его несомненная одарённость. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооружённым не книжным, а подлинным знанием народной жизни», – писал М. Горький, а сын – А.Н. Лесков справедливо заметил: «Если бы не было десятилетних исканий, – не было бы и писателя».

Лесков трезво воспринимал противоречия российской жизни, умел едко и хлёстко высмеять несообразность, глупость, поверхность, тупость – всё то, что мешало людям жить достойно. Вместе с тем писатель всё чаще и пристальней вглядывался в положительные и светлые явления русской жизни. В лесковском творчестве вызрела идея праведничества.

Лесков всегда стремился убедить читателей в том, что праведничество – естественное и закономерное явление русской жизни и в этой жизни с её пороками и несправедливостями писатель искал и находил праведных людей. О них – цикл «Праведники», создававшийся в 1870 - 1880-х годах.

Возникает вопрос – кто такие праведники?

На Руси праведниками называли святых, живших не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной или общественной жизни. Жить по слову Божьему, по закону любви и по правде – вот заповеди Христа, определяющие поведение праведников в жизни. Они противопоставляют любовь – ненависти; прощение – отмщению; милосердие злобе; жизнь – смерти. Праведники хранят заветы Иисуса Христа, высокое призвание и
смысл жизни они видят в доброделании, в сострадании к ближнему.

Н.С. Лесков считал, что праведники встречаются везде: в городе и деревне, среди дворян и среди крестьян. «Праведником мог быть и чиновник, и мастеровой, и офицер, и священнослужитель». Лесков не идеализирует своих героев: они обыкновенные люди, которые могут ошибаться, совершать опрометчивые поступки. У каждого из них «доброта... преобладала над умом и выходила не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчётно истекала из... натуры». В образах праведников Лесков полно воплотил христианскую концепцию естественного человека.

Новелла «Человек на часах» была опубликована в 1887 году в журнале «Русская мысль» под названием «Спасение погибавшего». Позже название было изменено, потому что ЧЕЛОВЕК – в центре внимания автора.

Кому же мы можем дать это высокое звание «ЧЕЛОВЕК»... «ПРАВЕДНИК»... ? Конечно же, главному герою новеллы – Постникову – человеку, который совершил подвиг спас тонущего.

Постникову действительно плохо, он мучается, когда слышит крики тонущего. «Сердце у Постникова очень не покорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает... Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей...». На мгновение даже промелькнула мысль «... Ах, Господи, один бы конец!», желание, чтобы кричащий наконец-то утонул, и тогда мучения Постникова закончились бы, но нет, «... опять стонет».

Так кто же «тонет» эти злосчастные полчаса? Тонет, гибнет сам Постников, для него мучительны эти полчаса, но в самый последний момент он всё-таки «выплывает» сам: бросает пост и ... спасает тонущего. Постников нарушает присягу: оставляет свой пост часового, и спасает жизнь другому человеку, понимая, что тем самым губит себя, но иначе он поступить не может.

Совершив героический поступок, Постников испивает всю чашу страданий: на какое-то время о нём вообще забывают, и лишь «через несколько глав» вспоминает подполковник Свиньин: «Есть ещё одно лицо, которого положение не оформлено. Я говорю про рядового Постникова». Свиньин проявляет «заботу» о Постникове – наказывает шпицрутенами, а после этого приказывает дать от себя наказанному Постникову фунт сахару и четверть фунта чаю, чтобы он мог «услаждаться, пока будет на поправке». Но что самое удивительное – Постников в самом деле доволен и благодарен, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего. Двести розог, по тогдашнему времени, очень мало значили.

Вот он – ПРАВЕДНИК: не тот даже, кто любит добро просто для самого добра, а тот – кто не ожидает за это добро никаких наград! И автор говорит нам, что «долг и награда» не имеют право быть, а имеет право на существование «долг и наказание».

В последних главах новеллы появляется образ Владыки, в устах которого и звучит эта мысль: «Спасение погибающего не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас – подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг... Воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком...».

Что же движет всеми остальными: и гуманным капитаном Николаем Ивановичем Миллером, и строгим и дисциплинированным подполковником Свиньиным, и обер-полицмейстером Петербурга генералом Кокошкиным?

Всеми ими движет лишь одно желание – «выйти сухими из воды». Кстати, этот фразеологизм используется в новелле несколько раз и относится, в первую очередь, к лжегерою-офицеру, якобы проезжавшему мимо случайно и спасшему утопающего по причине огромного желания получить медаль «За спасение погибавшего». Этот фразеологизм имеет и переносное значение – «благополучно для себя завершить какую-либо неприятную историю и суметь доказать свою непричастность и невиновность». Дворцовый анекдот!

Так кто же вышел сухим из воды?

Офицер инвалидной команды, получивший награду за подвиг, которого не совершал;

Миллер и Свиньин, которые отделались лёгким испугом;

генерал Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу,
обратились все и он всех «прикрыл».

Итак, все остались довольны, и «... Очевидно, и Владыко был доволен...».

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика