Цель: расширить представление о лирике, оказать воздействие на духовный мир.

Задачи:

Создать условия для формирования эстетических чувств.

Формировать культуру восприятия поэтического слова.

Развивать навыки выразительно чтения, развивать логические процессы: сравнение, обобщение, выделение главного; развивать навыки связной речи;

Воспитывать интерес школьников к поэзии, расширить их круг чтения .

Оборудование: Презентация, музыка, сборник стихов, репродукции картин (И.Шишкин “Зима” и И. Грабаря “Февральская лазурь”).

 

Ход урока

Красота спасет мир.
Ф.Достоевский

 

Целый мир от красоты.
А.Фет

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг.момент

2. Вступительное слово учителя беседа

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Тема нашего урока “Природа и человек”.

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос “Кому и зачем нужна поэзия?”

Мы уже читали, учили наизусть много стихов русских поэтов. Мы представляли себе, чем отличаются стихи от прозы. Но для чего, для кого создаются, пишутся стихи? Ведь в обыденной жизни, разговаривая с друг другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму. Зачем же нужна поэзия? Что же нам дают стихи?(Заслушиваются ответы учащихся)

Вы правы, но вопросы остаются. Зачем нужны стихи? Что дает поэзия? Чтобы это понять, послушаем сказку.

Записывают тему урока

 

 

 

Ответы учащихся:

1. Стихи красивые, в них самое хорошее

2. Из стихов легко можно сделать песню.

3. Если бы не было стихов, то и песен, музыки тоже не было

3. Работа с эпиграфом

(знакомство)

создание эмоционального фона “художественное слово” учителя

(Метод словесного рисования, беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение наизусть, демонстрация слайдов

Эпиграфом к сказке являются слова Ф. Достоевского, русского писателя ХIХ века, “Красота спасет мир” и слова А.Фета, знакомого вам поэта, “Целый мир от красоты” (звучит музыка Гребенщикова “..А в городе том сад..”)

Жил-был горд. Дома в нем были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Так что даже самые давние жители легко могли заблудиться. Город был большой, люди в нем жили разные, но каждый, кто приезжал и видел их утверждал, что все они очень похожи как вы думаете почему?

А вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Когда им было холодно и больно, они хмурились и даже плакали. Но никому не было грустно, когда солнце закрывалось тяжелыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно и холодно. Если они видели поскользнувшегося и упавшего человека, могли засмеяться. Но никто не улыбнулся от радости, видя, как просыпается утром цветок, как купается в луже воробей, как озорные лучики солнца пробираются сквозь густую листву деревьев.

Но ведь все люди не могут быть одинаковыми!

Вот и в этом городе жил один чудак. Это был обыкновенный человек. Такой же, как мы с вами. Но жителям города он казался чудаком, потому что мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чем-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чем шелестят деревья. А порой он произносил фразы, которые казались жителям города странными и непонятными, например:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.

И был в этом городе большой старый сад. В нем росли деревья, распускались цветы, пели птицы, но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно – полезно двигаться, полезно дышать насыщенным кислородом воздухом. И только чудак сюда весной и осенью, зимой и летом приходил, чтобы полюбоваться красотой сада. Стоило ему появляться, как к нему спускали свои ветки деревья, к нему тянулись головки цветков, только для него пели птицы. Ведь чудак замечал то, что не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом сказать. И благодарный сад становился ещё прекраснее, открывал человеку свои тайны.

Записывают эпиграф в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответы учащихся

4. Комментарий к музыке, беседа

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом

а) Словарно-

орфографическая работа

 

б) аналитическая беседа

в) сравнительный анализ стихотворений

д) чтение наизусть

Представьте себе сентябрь (звучит музыка) что вы слышите?

Облетают листья... Ночь ... Первый заморозок. Ещё вчера цвели георгины, а сегодня - ..? Что случилось с ними? Как сказали об этом жители города?

А наш чудак, посмотрев на цветы, произнес:

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Какие слова в этих строчках кажутся вам необычными, неожиданными? Как вы думаете , почему именно это слово выбрал наш герой?

Пришла осень, изменилась вся природа вокруг. Наш герой видит, чувствует это новое и произносит (показ слайдов и художественное чтение отрывка из поэмы И.Бунина “Листопад”, текст на экране,)

- Какое настроение вызывает у поэта осень?

- Перечитаем описание леса. Какие краски увидел поэт? Кажется ли вам лес прекрасным, сказочным? А какие строки вызывают у вас чувство легкой грусти? Как вы думаете , почему поэт назвал осень тихой вдовой? (толкование слова “вдова”) Вдова – женщина, потерявшая мужа. Возраст сделал ее движения спокойными, неторопливыми. Когда вокруг праздник, она тиха и задумчива.

Вот и осень – пора увядания – напомнила поэту такую женщину. Но несмотря на легкую грусть осень в этом стихотворении яркая, праздничная. Чтобы убедиться в этом. Ещё раз послушаем стихотворение (читает сам учитель)

Проходят дни , месяцы. Наступает зима. Мороз сковывает землю, закрывает ее белым покрывалом. Деревья в лесу стоят по колено, а то и по пояс в снегу. Зимнее солнце не согревает, а, кажется , ещё более холодите, и снег ярко блестит под его лучами. (показ слайдов и чтение стихотворения Тютчева “Чародейкою Зимою..”)

слушают музыку

- листья шелестят.

– грустная мелодия,

– они подумали и сказали бы: “Цветы завяли, надо их вытащить и вскопать клумбу”

 

- Дохнул сентябрь,

- Дыханьем обожгло

- георгины увяли, опустили свои головки, кончики лепестков почернели, как будто обгорели

Слушают запись

- ощущение красоты, торжественности, покоя и легкой грусти

ответы учащихся

 

 

Читает стихотворение наизусть подготовленный ученик

5. Работа с репродукциями

 

 

 

 

 

 

Беседа

Это вы прослушали стихотворение, так видит зиму поэт, а вот так изображает её художник. Перед вами две репродукции: И.Шишкин “Зима” и И.Грабаря “Февральская лазурь”. Сравните их.

- Какая из них ближе к прочитанному стихотворению по настроению?

На обеих картинах изображен прекрасный зимний лес. 1-я помогает понять метафору “под снежной, легкой цепью пуховой” 2-я – яркая, пронизанная солнцем и морозом, более близка сказочной интонации стихотворения.

Сказка начинается уже в первой строке. - Как поэт называет зиму? А какой русский поэт тоже называл зиму волшебницей?

Чародейка однажды взмахнула своей ледяной волшебной палочкой, и вот лес стал...обратите внимание на звучание слов “околдован”, “очарован”, “опутан”, “скован”. Они усиливают ощущение колдовского покоя.

- Почему автор говорит о лесе “не мертвец и не живой”?

- Какие слова, стоящие рядом, помогают ответить на этот вопрос?

Волшебную сказку зимнего леса помогают нам представить и слова, и интонация стихотворения. И даже то, как оно написано. Мы чаще всего встречали стихотворения, написанное четверо-стишиями. В стихотворении “Чародейкою Зимою” три строфы. А сколько строк в каждой?

ответы учащихся

 

 

 

 

- А.Пушкин “Идет волшебница зима”

 

 

 

 

- сном волшебным, лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны, когда его разбудит солнце

6. Работа с лирическим текстом, беседа

 

 

 

 

 

 

показ слайдов

Попробуем прочитать строфу без одной строки, но так, чтобы сохранилась рифма:

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит.

- Смысл как будто не изменился. А наше впечатление, настроение? Прочитаем ещё раз строфу стихотворения. Какой вариант нравится вам больше? Почему ?

“Все медленно, как в сказке о заколдованной красавице” представим себе сказочный зимний лес (показ слайдов) Наш чудак тоже любовался красотой зимней природы, но ждал самого лучшего времени, когда она проснется под лучами солнца. И видел то, что не видели другие люди. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения в природе, раньше других чувствовал приближения весны (1-ая часть стихотворения Тютчева “Ещё земли печален вид”)

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась...

 

 

 

ответы учащихся

 

 

- авторскийсмысл

-пятистишие усиливает ощущение таинственности сказочности, колдовства.

 

 

Читает ученик наизусть

беседа

 

 

Работа с текстом

 

 

 

 

показ слайдов, чтение наизусть

- Как вам кажется, о каком месяце идет речь в стихотворении?

- Какие приметы скорого прихода весны называет поэт?

- Как вы понимаете строку “ А воздух уж весною дышит”?

Помните, в стихотворении “Чародейкою Зимою..” лес был неподвижен, “окован легкой цепью пуховой”? А сейчас? Найдем строку “И елей ветви шевелит” ... (чтение 2-й части)

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась...

- Как вы понимаете последнюю строку? Что представляете, когда ее слышите?

Видите, как прекрасна природа в любое время года. И человеку, который умел видеть ее красоту, радоваться ей, она каждый день открывала что- то новое. Наш чудак любовался красотой и слушал ее? (чтение С.Есенина “Зеленая прическа” - показ слайдов)

 

- вероятно о марте.

- Воздух слегка нагревается под теплым солнышком, налетает легкий ветерок, в котором чувствуются влажные запахи весны

- лес оживает, освобождается от ледяного зимнего плена.

 

- Возникает картина весеннего солнца на ярко-голубом небе, которая позволяет почувствовать радость природы от наступления весны.

Читает подготовленный ученик

 

создание эмоционального фона

Вот какие стихи звучали, когда чудак бродил по городу и саду, когда вспоминал виденное и слышанное раньше. Стихи слушали деревья в саду, звери и птицы. А люди не хотели слушать и понимать их. Но ведь человеку очень трудно живется, когда его не понимают, когда он одинок. И чудак ушел из города. Он ушел искать людей, близких ему, которые видели и понимали прекрасное. Ему было больно покидать сад, и он ушел, даже не попрощавшись с ним, а сад ждал своего друга. Без него увяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал.

Жители горда не могли понять отчего это происходит. Но вот один из них вспомнил, что сад начал погибать тогда, когда ушел из города чудак. И тогда люди кинулись разыскивать его: “Погибает наш сад. Верни нам его” чудаку было очень жал своего друга – сад, и он вернулся. Он вошел в умирающий сад, и.. случилось чудо.(звучит музыка “ В городе том сад”) Он шел , и на глазах изумленных жителей города оживали цветы и деревья, начинали петь птицы.

И тогда люди увидели, как прекрасен их сад.

- можно ли разделить: здесь природа, а вот здесь – человек?

Почему человек и природа, человеческие чувства и явления природы, трагедия и радость бытия – вместе? Все на свете от любви. Любовь – объединяющее людей начало, то на чем основано духовность любого человека. Человек и природа, любовь и красота - символ существования людей на земле , следовательно у Достоевского “Красота спасет мир!”, и очень позже у Фета “Целый мир от красоты”

 

7. Итог урока

Любовь – источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. Есть любовь – есть ощущение красоты. Поняли и они того, кто вернул им красоту и радость. Они больше никогда не будут называть его чудаком. А будут называть его ПОЭТОМ. Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале нашего урока “Кому и зачем нужна поэзия?”

ответы учащихся

- Поэзия нужна людям. Она учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов, деревьев. Делает человека добрее и красивее, передает ему чувства любви и сострадания ко всем живым существам.

8. Домашнее задание

Когда люди поняли, зачем нужна поэзия, тогда и полюбили стихи. Теперь жители города, гуляя по саду, который стал ещё гуще и был прекрасен в любое время года, часто... а вот конец сказки придумайте сами – это ваше домашнее задание . На этом урок закончен. Спасибо за урок. Сообщение оценок

учащиеся записывают домашнее задание

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru