Цели и задачи урока:

познакомить учащихся с личностью поэта;

почувствовать настроение стихотворения «Парус»;

определить значение образов в этом стихотворении;

обучение анализу стихотворения:

теория литературы: дать понятие инверсии;

контроль за усвоением знаний по литературоведческим терминам;

работа над выразительным чтением стихотворения.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: Портреты М.Ю.Лермонтова; репродукции картин М.Ю.Лермонтова; мультимедийная установка для показа презентации; компьютеры для тестирования учащихся.

Подготовка учителя: создание презентации, подготовка заданий для тестирования, создание теста.

 

Ход урока

 

Этап урока

Содержание

Время

Действия учителя

Действия учеников

1

Организационный момент

1 мин.

Объявляет тему, цели и задачи урока

Записывают тему урока в тетради

2

Тестирование по теме «Литературоведческие термины»

5 мин.

 

Выполняют задания тестов

3

Подготовка к восприятию: вступительное слово учителя, беседа по материалу, изученному в 5 классе

6 мин.

Обращаемся к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, стихотворения которого вы знаете, наверное, с детства.

 

– Какие произведения Лермонтова вы знаете?

– «Бородино», другие.

– А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения – живописные? Он был и талантливым художником.

 

– Посмотрим на его автопортрет. Каким изобразил себя поэт?

Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном являются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание, – это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах.

4

Доклады учащихся

5 мин

Таким изобразил себя поэт. Послушаем, каким видели его современники

Читают заранее подготовленные доклады

5

Беседа

2 мин.

– А что вы можете рассказать о биографии М.Ю.Лермонтова?

Пересказ статьи учебника

6

Работа с учебником

3 мин.

– Какова история стихотворения «Парус»?

Чтение статьи учебника. «Парус» написан вскоре после переезда Лермонтова в Петербург: Университет оставлен, он поступает в военную школу. Оставлено все, что поэт любил. Спокойной и безмятежной жизни не предвиделось

Работа с текстом стихотворения

5 мин.

Учитель выразительно читает стихотворение.

 

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– В стихотворении чувствуется и тревога, и грусть, и сожаление, и надежда.

– Какое слово передает это настроение?

Настроение определяется в первой же строке. Эпитет «одинокий» стоит на необычном месте, выделяется в поэтической строке, на него приходится смысловой акцент. Это слово и задает настрой всему стихотворению.

8

Работа по теории литературы

2 мин

Учитель знакомит детей с понятием инверсии

– Где еще встречается инверсия?

Запись понятия в тетрадях

«В тумане моря голубом», «Что ищет он в стране далекой?», «Что кинул он в краю родном?»

9

Устное словесное рисование

5 мин.

Лермонтов рисует словами, стихами картину моря, вызывает эту картину в нашем воображении.

Какие картины, образы возникают в вашем воображении?

 

10

Домашнее задание

1 мин.

Выучить стихотворение «Парус» наизусть.

 

11

Итог урока 

3 мин.

Давайте еще раз прочтем стихотворение.

– Изменилось ли первое впечатление от стихотворения?

Стихотворение оставляет впечатление возможности  осуществимости гармонии, казалось бы, недостижимой. Оно возникает из необычайной мелодичности стиха, из симметрии и красоты композиции.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика