Задачи урока: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии С. А. Есенина и его лирическими стихотворениями; закрепить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах; сформировать навык выявления в художественном тексте эпитетов, сравнений, метафор и объяснения их художественной функции.

Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; наблюдение над языковыми особенностями, образным строем стихотворения, палитрой настроений.

Термины: художественный образ, сравнение, олицетворение, метафора, эпитет

Этапы урока:

Актуализация знаний: в начале урока я хотела предложить вам поэтическую загадку.

(Анимация: звучит стихотворение М. Ножкина “Я люблю тебя, Россия”.
Во время звучания стихотворения слайдами идут репродукции картин русских художников: И. И. Шишкин “Рожь”, И. И. Левитан “Золотая осень”, А. Шепелюк “М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения”, А. Е. Куликов “Александр Невский”, А.П. Рябушкин “Втёрся парень в хоровод…”, И. И. Левитан “Берёзовая роща”.)

Почему я предложила для прослушивания именно это произведение?
Какое настроение у вас оно вызвало? Что этому способствовало?

(Актёрское чтение, яркие образы – репродукции картин русских художников, эмоциональность, взволнованность.)

Какую тему мы изучаем на уроках литературы?

Образ Родины в русской поэзии.

Игра – цепочка: назовите авторов, слагающих стихи о Родине. (И. С. Никитин, А. К. Толстой, И. А. Бунин, И. Северянин, Н. М. Рубцов, С. А. Есенин.)

Постановка учебной проблемы. Определение способов её решения.

Вы назвали много авторов и каждый из них по – своему пишет о Родине. Какую главную задачу мы решаем, читая стихи разных поэтов?

Как поэт выражает свою любовь к родному краю?

Особенности художественного воплощения образа Родины в стихотворениях разных поэтов.

В центре нашего внимания сегодня стихотворение С. А. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы”.

Какие варианты решения проблемы вы видите?

Чтобы выявить своеобразие есенинского образа Руси, нужно обратить внимание на
– биографию поэта,
– образный строй стихотворения,
– использование художественных средств,
– язык произведения,
– эмоциональный настрой.

Чтение и анализ стихотворения.

Факты биографии.

1. Перекрёстный опрос по материалам вступительной статьи.

(Родина С. Есенина.
В какой семье родился С. Есенин?
Где учился С. Есенин?
Основная тема его стихов.
Какие художественные приёмы преобладают в его стихотворениях?
Как отозвался о его стихах А. Блок?)

Кто хотел бы сделать дополнения к рассказу о С. Есенине?

2. Чтение стихотворения (стр. 20 УМК В. Ф. Чертова Литература 5 класс).

Докажите, что герой стихотворения считает своей родиной Русь деревенскую.

3. Работа над стихотворением в парах

(Учащиеся выбирают одно из предложенных заданий.)

Язык произведения.

Какие слова в стихотворении являются общеупотребительными, непоэтичными?

Найди в стихотворении простые нераспространённые предложения. С какой целью их использует автор?

В какой момент настроение начинает меняться?

Чем последнее предложение отличается от всех остальных?

Выпиши необычные, чисто “есенинские” слова и выражения, объясни их значение.

(Язык произведения меняется от простых предложений, где слова употребляются в прямом смысле , до сложных распространённых предложений, обогащённых сравнениями, эпитетами. Междометие “ах” вносит эмоциональное начало, серый осенний пейзаж меняется на светлую сказочную картину.)

Образный строй стихотворения.

Какое время года изобразил автор в своём произведении? Подтверди своё мнение строчками из стихотворения.

Выпиши основные образы.

Какой образ ты считаешь центральным, главным. Почему?

Что самое важное хотел сказать автор?

(Основные образы – осень, рощи, нивы, вода, солнце, горы, дорога, месяц. Центральный образ – дорога. Взрытая дорога – чёрная, разъезженная. Аналогия – дорога жизни. Главным становится автор.)

Из предложенного ряда рисунков учащиеся отбирают те, которые наиболее точно отражают их точку зрения.

 

 

Анализ художественных средств.

Проведи стилистический эксперимент: поменяй местами слова

Нивы сжаты – рощи голы –

Что изменилось? Как называется этот поэтический приём?

Найди самые яркие эпитеты. Определи их роль в стихотворении.

Какие ещё художественные средства использует автор? Приведи примеры, докажи их своеобразие.

Эмоциональный настрой.

Нарисуй радугу настроений по строфам.

Начерти партитуру стихотворения: отметь паузы; слова, куда падает логическое ударение; интонацию.

(Работа в парах 5–7 минут.)

Физкультминутка.

Осторожно ветер за калитку вышел (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
Покачал тихонько ветками черёмух.
Пожурил за что – то воробьёв знакомых.
И, расправив гордо молодые крылья,
Полетел куда – то вперемешку с пылью.

Проверка выполнения работы. Рефлексия.

Какое задание для вас было самым трудным?

Что узнали новое, слушая одноклассников?

Как выросли в собственных глазах, выполняя работу?

Оцените степень своей самостоятельности при выполнении работы.

Какую оценку по 10 – бальной шкале себе поставите?

Вывод.

Почему стихотворение поместили в эту главу?

Докажите, что это стихотворение о родине.

В чём его своеобразие?

Сергей Есенин вырос в деревне. Герой его стихотворения не мыслит себя отдельно от родины. Глядя на увядающую природу, он размышляет о жизни. Эти размышления не только грустные, он надеется на чудо, на что – то хорошее впереди.

Мы проанализировали одно стихотворение С. Есенина, но вам уже известны и другие стихи этого автора, давайте их послушаем.

Дети читают стихи “Поёт зима – аукает”, “Берёза”, “Гой ты , Русь, моя родная…”, “Топи да болота”

Продолжите предложение: “Есенинская Русь – это русская деревня, крестьянская изба, православный храм, синее небо, широкие поля…”

Домашнее задание: стихотворение “Нивы сжаты, рощи голы…” выучить, прочитать стихотворение “Песнь о собаке”.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика