Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью, произведениями И.А. Крылова.

Задачи:

Образовательная:

познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писателя;

обобщить знания учащихся о творчестве И.А. Крылова;

формировать умение самостоятельно работать;

 расширить знания об авторе;

расширение кругозора;

Развивающая:

развивает умение выразительно читать произведения;

развивает память, воображение, чувство юмора.

Воспитательная:

развить эмоциональный отклик на произведения И.А.Крылова;

воспитать любовь и  к творчеству данного писателя;

воспитать взаимовыручку, чувство справедливости;

развить интерес к чтению басен И.А. Крылова;

воспитывает нравственные качества личности.

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

Иллюстрации, репродукции, портреты И.А. Крылова;
сборники произведений И.А. Крылова;
задания разного характера на данную тему.

Листы бумаги; карандаши.

План урока:

Организационный момент.

Вводная часть.

Сообщение темы урока.

Основная часть.

Самостоятельная деятельность детей. Творческое задание.

Анализ готовых работ учащихся.

Итог урока.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

Рассказ учителя про жизнь Ивана Андреевича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка басни по командам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание загадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра в фанты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя про интересный случай из жизни И. А. Крылова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Разгадай шифр».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Расшифруй»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Найди пару».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Отгадай героев басен».

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Творческое задание.   Самостоятельная работа учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Анализ работ учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Итог урока.

На доске портрет писателя, даты его жизни и тема мероприятия.

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Ольга Руслановна и сегодня внеклассное мероприятие проведу у вас я.

Садитесь.

- Давайте проверим все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должно быть: альбомный лист, карандаши или фломастеры. Если у вас чего-то недостает, то поднимите руку.

Если у учащихся чего-то нет, то учитель дополняет недостающий материал.

 

- Ребята, послушайте стихотворение П.Вяземского.

 

Где нужно, он навесть умеет

Свое волшебное стекло,

И в зеркале его яснеет

Суровой истины чело.

Весь мир в руках у чародея,

Все твари дань ему несут:

По дедке нашего Орфея

Все звери пляшут и поют.

Длись судьбами всеблагими

Нить любезных нам годов!

Здравствуй с детками своими,

Здравствуй, дедушка Крылов.

 

Учитель выразительно читает стихотворение.

 

- Очень верно в своем стихотворении П. Вяземский отозвался о творчестве И.А. Крылова, который имел ласковое прозвище "дедушка Крылов", данное его народом, что было лучшим свидетельством его популярности. Прошло 240 лет со дня рождения баснописца, а в каждом доме знакомы с его произведениями, могут прочитать наизусть его басни. Мы сегодня посвятим нашу встречу этому уникальному человеку.

 

 

 

- Давайте я немного расскажу вам о жизни и творчестве И. А. Крылова.

Учитель коротко рассказывает детям о детских годах баснописца.

 

Родился Иван Андреевич в 1769 году в Москве. Отец его — Андрей Прохорович был военным человеком, дослужился до чина капитана, а затем вышел в отставку. Затем жил в Твери. Отец много денег тратил на покупку книг. Иван Андреевич знал французский, древнегреческий языки. Ванюша очень любил арифметику, русский язык. На досуге любил поиграть в шашки, а так любил бродить по рынку, играть на реке Волга. Любил читать. Самой любимой книгой была «Эзоповы басни». После смерти отца девятилетний Иван начал служить в Тверском губернском магистрате. В 13 лет переехал с матерью в Санкт — Петербург. Начал заниматься переводами. - одним из первых был перевод басни «Ворон и Лисица» Лафонтена. В Питере любил прогуливаться по Летнему саду, где ему в 1855 году был открыт первый памятник.

 

- Так протекали детские годы писателя. Безусловно, они оставили свой отпечаток и в более зрелом возрасте. А его внешний облик будто не изменился. Посмотрите на портрет, а я вам опишу Ивана - ребенка:

"...Большеголовый, плотно сбитый крепыш, неуклюжий, коротконогий. Смышленные бойкие глаза на широком лице с картофелеобразным носом. Он умел смешно рассказывать, изображать в лицах базарные сценки, подражая голосом и жестами тем, кого представлял."

- Мы сегодня попробуем быть такими же смышленными, артистичными, вспоминая творчество "дедушки Крылова".

 

- Современники отмечают, что писатель очень хорошо читал свои басни, особенно "Демьянову уху", при постановке которой Крылов играл Фоку.

- Давайте тоже попробуем инсценировать некоторые басни Ивана Крылова.

Учитель предлагает детям на инсценировку басни "Слон и Моська", "Мартышка и очки", "Демьянова уху" по трем рядам - 3 команды. Учащиеся делятся на 3 команды, придумывают названия своим командам.

 

На подготовку инсценировки 10 минут.

Учащиеся могут подготовить необходимый им дополнительный материал и использовать в своем выступлении.

 

Учитель же должен заранее подготовить тексты, если вдруг дети забыли басню и ее героев.

 

- А давайте поразгадываем загадки. Ответы этих загадок позволят вам вспомнить главных героев басен Крылова. Ваша задача состоит и в том, чтобы вспомнить не только героев, но и название басни, где участвует этот герой.

 

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится...

Угадали? Это - …

 

 

 

Вместо носа - пятачок,

Там, где хвост, висит крючок.

 

Я люблю бананы,

Зовут меня Яна,

Качаюсь на лианах.

Я ведь...

 

Голубой аэропланчик

сел на одуванчик.

 

Кто трудолюбивее всех на свете?

Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая - известная персона.

Кто она?...

 

 

На мели сидит, усами шевелит.

А гулять пойдет - задом наперед.

У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь - в котел попала.

 

 

 

- Во времена Ивана Андреевича играли в фанты, и сам баснописец не раз был участником этой забавы.

Учитель должен выбрать одного ведущего.

Затем учитель собирает с каждого ряда по три фанта и складывает их в мешочек, перемешивает фанты.

Условие игры: со всех желающих собираются фанты, после ведущий выбирает три фанта, придумывает задание, и их владельцы выполняют желания:

1. Прочитывают выразительно басню наизусть (по выбору).

2. Сделать пантомиму к басне "Мартышка и очки".

3. Угадай из какой это басни.

4. Назови полностью басню:

«Зеркало и …», «Ворона и …»,

«Слон и …», «Лебедь, … и …».

 

Учитель должен заранее подготовить текст басни (если учащийся забудет текст), либо необходимое оборудование к инсценировке басни.

 

Учащийся имеет право выбрать себе напарника для инсценирования басни.

 

 

- А кто - нибудь знает интересный случай из жизни

И. А. Крылова?

А давайте я вам расскажу один случай из жизни баснописца, а вы подумайте почему Иван Андреевич так поступил.

 

Лягушки квакают к дождю.

 

Крылов любил гулять в Летнем саду. Однажды, прогуливаясь, он столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес:

-Вот так туча приближается, сейчас пойдет дождь!

-Да, - подхватил баснописец, проходя мимо них, - потому, видно, и лягушки расквакались.

 

 

-Прочитайте надпись, которую вы видите на доске, разгадав шифр.

Учитель заранее приготовил надпись и вывесил в необходимый момент на доску.

- Кто догадался, какое слово спрятано в шифре? Если вы догадались, то поднимите руку.

 

Как только учитель получает правильный ответ, то переворачивает лист с надписью - на обороте верный ответ.

 

 

- Правильно. Именно так, справа налево, подписывал свои произведения автор. Также он использовал и такие надписи: "к", "И. к-в", Крылов Иван.

 

Учитель вывешивает на доску образцы подписей автора.

 

- Н.В. Гоголь писал о крыловских баснях: "Его притчи - достояние народа и составляет книгу мудрости самого народа". Многие басни родились из русских пословиц. А многие выражения из басен стали крылатыми.

- Давайте вспомним такие выражения. Встаньте. Мы проведем физминутку - игру. Я буду читать вам выражения и название басни, а вы должны подумать соответствует ли выражение названию басни. Если да, то вы садитесь, а если нет - то стоите на месте.

 

Если учащиеся не могут вспомнить выражения, то учитель помогает им.

 

 

"А ларчик просто открывался!" - "Ларчик".

 

"А вы друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь". - "Квартет"

 

"Чем кумушек считать трудиться,

не лучше ль на себя, кума, оборотиться". - "Ворона и лисица"

 

 

" И в сердце льстец всегда отыщет уголок" - "Ворона и Лисица"

 

"А воз и ныне там" - "Мартышка и очки"

- Молодцы ребята, садитесь.

- В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, в ней их 23.

 

- Теперь выполним вот какое задание. Отгадайте названия басен, вошедших в эту книгу и другие более поздние басни

И. А. Крылова.

 

Учитель вывешивает на доску надписи с шифром.

 

По мере отгадывания надписи убираются.

ытнакызум

кичрал

ацинис

келисав

 

 

чоилжуибгь

вгонлекниояк

оослеолвиесй

зоебрекзаьляона

 

 

КОРЕЗАСТ И ВЕЙМУРА

 

НОСЛ И ЬОСКАМ

 

ТРЕТКАВ

 

ВРОНОА И ЦЛИСАИ

 

МРТЫШАКА И ЧКИО

 

 

мартышка            

ворона                кот

стрекоза               куры

волк                   огонь

орел                   ягненок

роща                     лисица

щука                     голубь

чиж                     муравей

слон                 жемчужное зерно

петух                   моська

кукушка               обезьяна

зеркало                 очки

 

- Ребята, кто нашел первую пару? Поднимите руку.

Учитель вызывает к доске ученика, который поднял руку, проверяет, правильно ли ученик нашел соответствие.

 

У учителя на доску заранее подготовлены иллюстрации басен и названия басен, учащиеся должны найти соответствие.

- Ребята, а кто соотнес иллюстрацию и название басни? Поднимаем руку.

Учитель вызывает к доске учащегося, а тот показывает найденное соответствие.

 

- Ребята, а что такое басня?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А на какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают, как люди?

 

- Что такое мораль?

 

 

 

 

 

 

-Хорошо.   Ребята, посмотрите.

Учитель показывает школьникам предметы героев басен.

- Вы должны вспомнить каким героям принадлежат и из каких басен эти предметы?

 

Очки, зеркало, виноград, шкатулка, жемчужина.

 

- А теперь творческое задание. У вас на партах есть альбомные листы и карандаши. Ваша задача - нарисовать героя или героев из понравившейся вам басни. Вы можете проиллюстрировать любую басню, даже ту, которую мы вспоминали сегодня на уроке.

- Как только вы выполните это задание, то тихонечко поднимаем руку и я подойду.

В конце урока я сделаю выставку из ваших работ и мы все вместе посмотрим, какие ваши любимые басни и как вы смогли изобразить их героев.

 

 

Учитель собирает работы учащихся, постепенно создает выставку из работ учащихся.

Учитель хвалит каждую работу, находя в ней хоть капельку хорошего, обсуждает вместе с классом получившиеся работ своих одноклассников.

 

 

- Наша встреча позволила прикоснуться к жизни и творчеству удивительного человека - И.А. Крылова, которого каждое новое поколение не перестает нежно называть "дедушка Крылов", не перестает с удовольствием читать его басни.

- На этом наш урок окончен, вы свободны.

Учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт.

 

 

 

 

 

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.

 

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся смотрят на портрет баснописца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся придумывают название своим командам, подготавливают все необходимое для выступления.

 

Каждая команда вытягивает жетон с названием басни, которую будут инсценировать.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся поднимают руки, отвечают.

 

 

 

 

 

(кот)

басня "Кот и повар»

 

 

(свинья)

"Свинья под дубом"

 

(обезьяна)  

"Зеркало и обезьяна"

 

 

(стрекоза)

 

(муравей)

"Стрекоза и муравей"

 

 

(ворона)

"Ворона и лисица"

 

 

(рак)

 

 

 

(щука)

"Лебедь, рак и щука"

 

 

Учащиеся в качестве фантов могут выбрать ручки, карандаши или тетради.

Ведущий, не подглядывая, вытаскивает три фанта из мешочка, который держит учитель.

Тот учащийся, у которого выпал фант, выполняет желание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

Учащиеся внимательно смотрят на доску.

 

Учащиеся поднимают руки, отвечают.

 

 

 

 

 

- Крылов Иван

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети знакомятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся сначала слушают, что им читает учитель, а затем выполняют правильное действие.

 

 

 

 

 

 

(+)

 

 

(+)

 

 

 

 

(-)

 

 

(+)

 

 

(- )

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся поднимают руки, отвечают.

 

(музыканты)

(ларчик)

(синица)

(василек)

 

("чиж и голубь")

("волк и ягненок")

("осел и соловей")

("зеркало и обезьяна")

 

(стрекоза и муравей)

 

(слон и моська)

 

(квартет)

 

(ворона и лисица)

 

(мартышка и очки)

 

 

 

 

 

Учащиеся выходят к доске по поднятой руке, находят соответствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, жадность, глупость и т.д. и где героями являются животные, птицы, но за ними подразумеваются люди.

 

- Сказка.

 

 

 

- Поучительный вывод в художественном произведении, а в басне она бывает всегда.

 

 

Учащиеся вспоминают названия басен.

("Мартышки и очки")

("Зеркало и Обезьяна")

("Лисица и виноград")

("Ларчик")

("Петух и жемчужное зерно")

 

 

 

 

Учащиеся достают альбомные листы и карандаши, начинают работать над иллюстрацией к любой басне.

 

Если у учащихся возникают вопросы или трудности, то ребенок поднимает руку и просит ему помочь.

 

 

 

 

 

Приносят готовые работы мне на стол.

 

Дети поднимают руки и отвечают, высказывают свои идеи и мысли, выходят к доске и показывают работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика