Цели урока:

образовательные:

показать учащимся единство окружающего мира;

сформировать у учащихся представление о России I четверти ХIХ века, помочь ощутить эпоху данного периода времени;

приобщить учащихся к творческой, исследовательской деятельности, краеведческой работе.

развивающие:

развивать у учащихся умение анализировать, обобщать, формулировать свою точку зрения;

формировать умения и навыки публичного выступления, выразительного чтения;

воспитательные:

формировать чувство гражданственности, воспитывать любовь к литературе, истории, к Родине, уважение к её прошлому.

Оборудование:

кадры из видеофильма В.Мотыля “Звезда пленительного счастья” (Зимний Петербург 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов на Сенатской площади. Декабристы перед казнью. Казнь декабристов);

выставка книг;

выпуск стенной газеты “Бог дал огонь их сердцу, свет – уму…”

свеча;

вальс А.С.Грибоедова;

особенности одежды I четверти ХIХ века и после восстания декабристов на Сенатской площади (презентация);

презентация (Фёдор Николаевич Глинка, Кондратий Фёдорович Рылеев, Александр Иванович Одоевский, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Михаил Михайлович Нарышкин, Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Александра Муравьёва и др.)

Ход урока

Учитель: Наш сегодняшний урок посвящен исторической дате, и хотелось бы, чтобы вы увидели забытое, стёртое в памяти прошлое, ощутили аромат той эпохи, постарались понять высокий духовный мир людей, причастных к декабристскому движению, их непростые судьбы, свершения, ошибки, чтобы ваша душа соприкоснулась с их светлой, трепетной и сильной душой.

Очень надеюсь, что каждый из вас сделает своё открытие на этом уроке-конференции.

Итак, вернёмся в прошлое. Первая четверть девятнадцатого века. Мне хотелось бы обозначить этот этап работы следующими словами:

ЭПОХА ТВОРИТ ЧЕЛОВЕКА (Слайд 3)

Выступление ученицы: “Восстание на Сенатской площади: истоки, причины, результат” (Западные корни декабристского движения, подготовка декабристами предстоящего переворота, восстание на Сенатской площади, судьба декабристов).

Кадры из в/фильма В.Мотыля “Звезда пленительного счастья”:

Зимний Петербург. Восстание на Сенатской площади.

(или Слайд 4)

Учитель: Декабристы были людьми начала ХIХ века. За порогом остался блестящий ХVIII век: “столетие безумно и мудро”. Казалось, оно совсем близко, но это было уже другое время. (Слайд 5)

Прежде всего, бросается в глаза изысканность и утончённость. Грубые развлечения навсегда ушли в прошлое.

Речь людей становится проще, правильней, красивей. В высшем свете господствует, правда, французская речь, но уже пробуждается интерес к родному языку.

Если ХVIII век называют веком Просвещения, то в начале ХIХ века мы имеем дело с плодами этого Просвещения. В дворянских усадьбах исчезли ленивые и ограниченные Митрофануки. Теперь дворянский ребёнок получал воспитание гармоничное, как правило, домашнее образование. Литература и история, философия и математика, языки: древнегреческий, латинский, французский (почти родной). (Слайд 6)

А.С.Пушкин о своём герое, Евгении Онегине, пишет:

Он знал довольно по латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать.
…Да помнил, хоть не без греха
Из Энеиды два стиха…
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом.

А.С.Пушкин иронизирует над образованностью Онегина, и мы вслед за ним. Но многие ли из нас, всерьёз считающие себя образованными, знают “из Энеиды два стиха” или могут “бранить Феокрита”?

Из античной литературы и мифологии вошли в сознание наших соотечественников высокие понятия: “гражданин”. “любовь к Родине”, готовность к самопожертвованию ради свободы.

Идеи свободы, равенства, братства великих французских философов-просветителей Вольтера, Руссо и других будоражили умы молодёжи.

Рост образованности имел неожиданные последствия – проявился горячий интерес к политике. Ибо давно замечено, что неграмотный человек – вне политики, и наоборот. Люди XIX века с жадностью следили за событиями в мире, и было за чем следить: революции в Испании, Франции, Неаполе и Пьемонте. Всё живо обсуждалось, прочувствовалось. Молодые люди начинали думать: “Как мы живём? Куда движемся? Где наше место в общем историческом развитии?” (Слайд 7)

Молодые люди начала ХIХ века… Их называли “золотой молодёжью”. Они не только умели красиво говорить, но и умели спорить убедительно. С детства учились верховой езде, фехтованию, стрельбе. Каждый горел желанием служить Отечеству.

И вот Отечество позвало их. “Гроза 1812 года” пронеслась над Россией. Чувство гордости за свой народ вспыхнуло с ошеломляющей силой. (Слайд 8)

Большинство декабристов – участники войны 1812 года, но они не были грубыми солдафонами. Они хорошо владели оружием, и также хорошо владели музыкальными инструментами. Музыка окружала их с детства. Музыкальные вечера, музыкальные салоны – это была атмосфера, которой они дышали. Им казалось естественным выражать свои чувства музыкой. Вспомните композиторов ХIХ века: М.Глинка, А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилёв, А.Даргомыжский. И только двое из них: М.Глинка и А.Даргомыжский были профессиональными композиторами, остальные – любителями. (Слайд 9)

Звучит вальс А.С.Грибоедова (Слайд 10)

Вот сейчас звучит вальс выдающегося, умнейшего человека, блестящего драматурга, искусного дипломата, погибшего на своём посту, человека своего времени – Александра Сергеевича Грибоедова.

Музыка – вот еще один язык, которым владели эти люди.

Сейчас мы рассмотрим вопрос: “А каким же было направление моды до восстания декабристов и после него?” Мода тоже отражает общественно-политическую жизнь! Тонко чувствует время! Выступление ученицы. (Слайд 11, 12)

Дворянскому обществу хорошо было знакомо искусство разговора, лёгкого, изящного, остроумного. А также искусство письма. Письма становятся жанром литературы. Писали часто и много. Письмо не набрасывалось наскоро, оно тщательно обдумывалось, было рассчитано на то, что его будут перечитывать в дружеском кругу.

И ещё одним языком владели те, о которых пойдет сегодня речь на уроке, – поэтическим.

Они не просто разбирались в поэзии, практически все они писали стихи. И это не были беспомощные опыты начинающих, способные вызвать у профессионалов лишь усмешку. Они создавали свои произведения с тонким знанием законов поэтического мастерства. Если это сонет, то с соблюдением всех поэтических норм. И ямб с хореем они бы не перепутали. Для них поэзия – это состояние души, способ существования. И теперь эту часть конференции мне хотелось бы назвать:

ЧЕЛОВЕК ТВОРИТ ЭПОХУ (Слайд 13)

Мы поближе познакомимся с личностями, которые на себе пережили влияние эпохи и сами стали её творцами.

Выступление ученика о Фёдоре Николаевиче Глинке, поэте, прозаике, драматурге, журналисте, декабристе. (Слайд 14, 15)

Анализ стихотворения “Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии”.

Наиболее ярким и талантливым среди поэтов-декабристов был руководитель “Северного общества” К.Ф.Рылеев. (Слайд 16)

Его творчество осталось “недопетой песнью”. Однако в этой песне основной мотив прозвучал столь определённо и выразительно, что К.Ф.Рылеева мы можем назвать поэтом-гражданином, в творчестве которого жизнь и поэзия слились в одно целое.

Слово “гражданин” в ХVIII веке уже употребляли общественные и литературные деятели в высоком понимании слова, но поэты-декабристы вложили в него требования активного революционного действия. И это утверждает К.Ф.Рылеев в своём стихотворении “Гражданин”.

(Ученик читает стихотворение К.Ф.Рылеева “Гражданин” наизусть)

К.Ф.Рылеев показал, какое громадное влияние на читателей может оказать поэтическое слово, если оно созвучно настроению масс.

Расправа над декабристами потрясла русское общество, оно раскололось на их горячих сторонников и не менее горячих противников.

Подвиг декабристов осветил мрак российской действительности. Их благородный порыв отозвался в сердцах современников. И всей своей последующей жизнью они доказали своё благородство и величие.

Условия, в которые были поставлены декабристы в Сибири, должны были сломить их волю, уничтожить их морально, раздавить в них всё человеческое.

Из блестящих гостиных – в казематы, от утончённых манер – к брани и побоям охраны, от изысканных развлечений – к непосильному труду.

Аристократы с достоинством перенесли унижения и не склонили головы. Они остались верны своим убеждениям. Когда в 1855 году оставшимся в живых декабристам разрешено было вернуться в европейскую часть России, декабрист Фонвизин поклонился в ноги И.Якушкину за то, что тот привёл его в декабристскую организацию.

(Фрагмент фильма В.Мотыля “Звезда пленительного счастья”. Казнь декабристов.)

(Выступление ученицы. Ю.Друнина “Поэма “Дети 1812 года”. “Тринадцатое июля”. Выразительное чтение наизусть) (Слайд 17)

Выступление ученика по теме: “Маршрут следования декабристов в Сибирь”

(Слайд 18, 19)

Выступление ученика. А.С.Пушкин “Во глубине сибирских руд…”. Выразительное чтение наизусть. (Слайд 20)

Выступление ученицы. А.И.Одоевский. Личность. Судьба. Творчество.

(Слайд 21)

Выступление ученика. Выразительное чтение стихотворения А.И.Одоевского “Ответ декабристов” наизусть.

Выступление ученицы по теме: “ В.К.Кюхельбекер – лицейский друг А.С.Пушкина. Личность. Судьба. Творчество” (Слайд 22)

Выступление ученицы. Выразительное чтение стихотворения В.К.Кюхельбекера “Участь русских поэтов” наизусть.

Выступление ученика. Краеведение. “М.М.Нарышкин – гордость земли Тульской”.

(Слайд 23)

Выступление учеников. Выразительное чтение по ролям. Поэма Н.А.Некрасова “Русские женщины”. Отрывок. (Слайд 24)

Выступление ученицы по теме: “Подвиг любви бескорыстной…” (о женах декабристов) (Слайды)

Обзор выставки книг. (Слайды)

Зажженная свеча – символ… (закончить фразу)

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика