Цели: подготовить учащихся к выполнению творческого задания, дать понятие о реминисценции, обнаружить скрытые цитаты из “Слова…” в стихотворении И.А. Бунина, показать их роль, подвести учащихся к пониманию того, какие традиции “Слова…” наследуются в литературе; развитие аналитических умений и навыков, творческих способностей, углубление интереса к творчеству И.А. Бунина.

Дополнительный материал: зрительный ряд (на переносной доске) из увеличенных копий с иллюстраций Ю.И. Селиверстова к “Слову о полку Игореве”

и репродукций картин В.М. Васнецова “Боян”, “После побоища Игоря Святославича с половцами”.

Эпиграфы:

1. “ … старость новаторства – традиция.”. (В.Д. Цыбин)

2. “Кого же слушать мне?”. (О.Э. Мандельштам)

3. “Слово о полку Игореве” представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжёлые от плодов ветви в будущее”. (П.Г. Антокольский)

Оформление доски:

Словарь: реминисценция

Зрительный ряд из репродукций картин В.М. Васнецова

Дата.
Тема.
Эпиграфы

Переносная доска с иллюстрациями Ю.И. Селиверстова

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя:

- Знакомство со “Словом о полку Игореве” мы закончили. Какова же будет тема сегодняшнего урока, если исходить из главной проблемы нынешнего курса литературы? Эту проблему напомнит вам первый эпиграф на доске. (Традиции и новаторство)

- Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Жизнь “Слова…” в литературе (учитель записывает на доске тему).

Учитель: Жизнь “Слова…” продолжается, очень хорошо об этом сказал поэт П.Г. Антокольский (учитель зачитывает с доски третий эпиграф к уроку), она продолжается в переводах, в оригинальных произведениях по мотивам “Слова…”. Речь о переводах у нас пойдёт на творческом практикуме, а сегодня в центре нашего внимания - оригинальное произведение по мотивам “Слова…”.

Сформулируем цели урока, ответив на вопрос: зачем мы обращаемся к подобным произведениям?

Учащиеся: Чтобы посмотреть, какие традиции “Слова…” живы, какие образы древнерусского памятника используют писатели и зачем они к этим образам обращаются.

Учитель: Мы будем говорить об образах древнерусского памятника в произведениях новейшей литературы. Получается, что авторы цитируют текст предшественника. В каких случаях мы в жизни обращаемся к цитатам? Зачитайте свои сочинения-миниатюры, в которых вы дома размышляли над этим вопросом (зачитываются 3-4 работы).

Воспроизведение фрагмента чужого текста в литературном произведении называется реминисценцией (в переводе с латинского - “воспоминание”).

Роль реминисценции Энциклопедический словарь юного литературоведа определяет так:

опора на авторитет,

указание на традицию, ученичество,

средство полемики,

средство пародирования,

расширение смыслового “пространства” произведения (учитель: и это - главное).

Выявить реминисценции – значит обнаружить скрытые глубины в том, что казалось простым, расшифровать то, что казалось загадочным или бессмысленным. Посмотреть, как “работают” реминисценции в стихотворении И.А. Бунина “Ковыль” – задача нашего сегодняшнего урока.

2. Аналитическая работа по тексту стихотворения.

1. Чтение стихотворения „Ковыль” (наизусть учащимся при закрытых учебниках).

2. Учащиеся читают стихотворение про себя по учебнику с карандашом.

3. Словарная работа (балки, вежи, клёктом, ковыль, яруги и т.п.).

4. Беседа по содержанию в русле темы и целей урока.

Учитель: Ваши впечатления и вопросы?

Впечатления учащихся: отсутствие звуков (Катя И.), стихотворение красивое, понравилось, ощущается нарастание тревоги (Матвей К.), густота образов (Серёжа Ш.), преобладание тёмных тонов (Алёша К.), переплетаются темы человека и природы (Таня П.); обратили внимание на „двойные” слова, „несоответствие” названия, отсутствие рифмы в первой части, неожиданность некоторых эпитетов, многочисленные цитаты из “Слова…”, двухчастность композиции.

Учитель: Найдите и назовите реминисценции из “Слова…”. Реминисценцией является эпиграф стихотворения. Каков смысл этой фразы в “Слове…”?

Учащиеся: Она передаёт чувства автора: это и тревога, рождённая любовью, и нежелание поверить в происходящее, жалость, сочувствие, скорбь, это и боль, и надежда.

Учитель: Зачем Бунину понадобилась эта фраза в эпиграфе?

Учащиеся: Чувства автора “Слова…” – это чувства Бунина. Цитируя, Бунин расширяет смысловое пространство стиха, ощущения лирического героя стихотворения Бунина даются на фоне переживаний автора “Слова…”, тем самым они значительно усиливаются.

Учитель: Почему у Бунина “шумит-звенит” - двойной глагол (а в “Слове…”: „Что шумит, что звенит вдалеке рано перед зорями…”)? В конце первой части стихотворения появится ещё один двойной глагол (в других стихотворениях Бунина такие глаголы тоже встречаются) - “бежит-звенит”.

Учащиеся: Два действия совмещаются в более сложный образ…

Учитель: Найдите в стихотворении Бунина другие образы из “Слова…”.

Учащиеся перечисляют (приведенный перечень может быть ещё дополнен):

Реминисценции из “Слова…”   в произведении И.А. Бунина

Соответствующие строчки, фразы из “Слова о полку Игореве”

ЗАРЯ:
перед ЗАРЁЮ,
РАССВЕТ ненастный

ЗАРЯ свет зажгла,
кровавые ЗОРИ свет предвещают,
погасли вечером ЗОРИ,
соловьи РАССВЕТ предвещают.

ТЁМНОЕ, ПОЛЕ:
НОЧЬ,
СУМРАК,
ЗАДЫМИЛСЯ,
серая МГЛА,
тень от ТУЧ ТЕМНЕЕТ,
в глухую НОЧЬ,
НЕНАСТНЫЙ день

Светлое солнце …прикрыло его воинов ТЬМОЮ,
солнце ему путь ТЬМОЮ заграждало,
долго НОЧЬ меркнет,
оба молодых месяца ТЬМОЮ… заволоклись,
идут ТУЧИ вихрями;
копьё преломить на границе ПОЛЯ половецкого,
в ПОЛЕ неведомом,
и поехал по чистому ПОЛЮ,
туман ПОЛЯ покрыл,
широкие ПОЛЯ …перегородили,
в ПОЛЕ безводном.

ВЕТЕР:
вольный ВЕТЕР,
ВЕТЕР буйный,
колышет ВЕТЕР,
пустынный ВЕТЕР веет.

Вот ВЕТРЫ…веют с моря стрелами,
о ВЕТЕР, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты наперекор?

СТЕПЬ:
в СТЕПИ безбрежной,
СТЕПНОЙ орёл,
безмолвна СТЕПЬ,
кругом всё СТЕПЬ да СТЕПЬ.

Зачем, господин, моё веселье по КОВЫЛЮ развеял?

ЯРУГИ:
в ЯРУГАХ волки выли

Волки грозу накликают по ЯРУГАМ, притоптал холмы и ЯРУГИ,
ЯРУГИ известны.

ВОЛКИ:
В яругах волки выли

ВОЛКИ грозу накликают,
Гзак бежит серым ВОЛКОМ,
сами скачут, как серые ВОЛКИ в поле, скакнул ВОЛКОМ,
а сам ночью ВОЛКОМ рыскал,
соскочил с него босым ВОЛКОМ,
Овлур ВОЛКОМ побежал.

ПОЛКИ:
над глубоко спящими ПОЛКАМИ,
Игоря ОБОЗЫ проходили,
или это РАТНЫЙ СТАН белеет.

…со всех сторон русские ПОЛКИ обступили,
на ВОИНОВ моей лады,
Игорь к Дону ВОЙСКО ведёт,
поганые ПОЛКИ половецкие,
а Игорева храброго ПОЛКА не воскресить.

ТОСКА:
в ТОСКУЮЩИХ полях,
ветер ТОСКЛИВЫЙ

ТОСКА разлилась по Русской земле, ПЕЧАЛЬ обильная потекла,
УНЫЛИ городские стены и веселье поникло,
ТОСКА ум полонила,
горе и ТОСКА сыну Глебову,
дерево в ТОСКЕ к земле приклонилось.

ОРЛЫ:
кричат ОРЛЫ,
степной ОРЁЛ седой,
ОРЛЫ…провожали и клёктом псов на кости созывали

ОРЛЫ клёктом зверей на кости зовут

ДОРОГА:
ДОРОГА прихотливо уходит вдаль,
а ПУТЬ бежит

ПУТИ им ведомы,
непроторёнными ДОРОГАМИ устремились,
Игорю-князю Бог ПУТЬ указывает,
дятлы стуком ПУТЬ к реке указывают

ИГОРЬ:
где ИГОРЯ обозы проходили

ИГОРЬ к Дону войско ведёт,
тогда ИГОРЬ взглянул,
и сказал ИГОРЬ дружине своей,
тогда вступил ИГОРЬ–князь,
ИГОРЬ ждёт милого брата.

СИНИЙ ДОН:
обозы проходили на СИНИЙ ДОН

И посмотрим на СИНИЙ ДОН,
на СИНЕМ море у ДОНА.

ТРАВЫ:
ТРАВЫ шепчутся сухие,
шумит ТРАВА дремотно и лениво

Никнет ТРАВА от жалости,
зашумели ТРАВЫ,
расстилавшему ему зелёную ТРАВУ.

КОВЫЛЬ:
старый и сонливый, шуршит, склоняясь ровной чередой

…веселье по КОВЫЛЮ развеял

ОБРАЩЕНИЕ К ВЕТРУ:
Ответь мне, ВЕТЕР буйный и тоскливый!

О ВЕТЕР, ВЕТРИЛО! Зачем, господин…

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА СЛИТЫ:
или снова веет вольный ветер…
и бежит-звенит старинной былью,
ответь мне, ветер…

В полночь свистнул Овлур коня за рекой.… Кликнул, стукнула земля, зашумела трава; Донец сказал: “Князь Игорь!”
…Игорь сказал: “О, Донец!”
Плачется мать Ростислава…Уныли цветы от жалости

ВЕЖИ ПОЛОВЕЦКИЕ:
ветер… ВЕЖИ ПОЛОВЕЦКИЕ колышет

Зашумела трава, задвигались ВЕЖИ ПОЛОВЕЦКИЕ

СОН:
сладкий СОН их,
по могилам СОННЫМ,
над глубоко СПЯЩИМИ полками, ковыль… СОНЛИВЫЙ,
шумит трава ДРЕМОТНО и лениво

ДРЕМЛЕТ в поле Олегово храброе гнездо, зло пробудили, которое перед тем УСЫПИЛ было отец их,
а Святослав смутный СОН видел,
Игорь СПИТ и не СПИТ

БЫЛЬ:
и бежит-звенит старинной БЫЛЬЮ

Пусть начнётся же эта песнь по БЫЛЯМ нашего времени, ему вещий Боян ещё давно припевку молвил, сев песнь старым князьям, потом – молодым петь!

Учитель: Как можно прокомментировать ваши наблюдения?

Учащиеся: Образы “Слова…” пронизывают ткань стихотворения, она буквально соткана из этих образов, стихотворение невольно начинает восприниматься на фоне “Слова…”, которое украинский писатель Алесь Адамович очень хорошо охарактеризовал как “моление о будущем - великое слово наших предков… великое Слово о мире и братстве”, а значит, рождается другой уровень восприятия стихотворения как проникновенного раздумья о России. Именно реминисценции из “Слова…” создают основной настрой: тревоги, печали, ощущения беды.

Учитель: Почему такое настроение преобладает, на чём оно основано? Попробуем понять это, обратившись к композиции стихотворения. Давайте посмотрим, как построено стихотворение, как движется лирическая мысль.

Индивидуальное сообщение учащегося: стихотворение состоит из двух частей, примерно равных (первая часть – 21 стих, вторая – 18 + эпилог из двух строчек). Первая часть, в свою очередь, состоит из двух частей, тоже практически равных (10+11; первая часть – белый стих, вторая – рифмованный стих (пятистопный ямб).

Эти особенности формы тесно связаны с содержанием:

в первой части описывается рассвет, наполненный туманом (и в душе героя смутно, сумрачно), – время перехода от ночи ко дню, поэтому в первой части преобладают чувства, ощущения: поэт прислушивается, присматривается, взгляд лирического героя дважды проходит по тем же местам (место действия – степь – традиционный в русской литературе символ России). Это продиктовано желанием объяснить душевную тревогу, связанную с мыслями о России, поэтому лирический герой пытается вглядеться, рассмотреть - отсюда и повторы, обилие вопросительных знаков.

во второй части стихотворения описывается день, время трезвого взгляда на мир. Всё отчётливо видно, возникает образ дороги. На смену ощущениям, чувствам приходит рассуждение; напряжённо работает мысль поэта (стих неслучайно становится рифмованным), и читатель понимает, что лирический герой не просто всматривается в окружающие его места – он всматривается во время.

Учитель: Что же при этом обнаруживает лирический герой?

Учащиеся: Он обнаруживает, что прошлое и настоящее сблизились, он в настоящем ощущает прошлое, оно не кажется далёким, оно рядом, близко. Ситуация повторяется - как и много лет назад возникает ощущение неотвратимо надвигающейся беды, ещё нет отчётливых объективных признаков, но есть её предчувствие. Как и древний автор, лирический герой тревожится за судьбы родной земли. Сила его чувства столь же велика, и он тоже ищет ответы у орла, у ветра, но ответов нет.

Учитель: Стихотворение заканчивается своеобразным эпилогом, состоящим из двух строк. О чём повествуется в эпилоге?

Учащиеся: Степь молчит, она пустынна и спокойна. Нет признаков тревоги. “Ковыль сонливый шуршит, склоняясь ровной чередой…”

Учитель: Поверить этому спокойствию? Или поверить себе, своим ощущениям? Что выбрать?

Обратимся ко второму эпиграфу нашего урока, это строчка Мандельштама: “Кого же слушать мне? Гомер молчит, а море Чёрное шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью”.

Спросим текст: ещё раз обратимся к самым “сильным позициям” текста, каковыми являются начало, конец, эпиграф, название. Увидим повторы важнейших образов, ключевых слов, вслушаемся в звукопись. Что вам открывается?

Учащиеся: На первом плане оказываются образы ковыля, степи; повтор звуков по ассоциации вызывает образ пересыпающегося в песочных часах песка. Образы ковыля, степи вырастают до символов (что-то постоянное, вечное, как земля, мир). Ковыль сухой, старый, сонливый шуршит, шепчется, склоняясь в сладком сне ровной чередой, - идут времена ровной чередой, сменяются добро и зло, и жизнь продолжается, потому что существует какой-то мировой баланс.

Учитель: У Ф.И. Тютчева есть интересный образ, который уместно здесь вспомнить: всепоглощающей и миротворной бездны.

Думаю, что вы уже готовы поразмышлять дома над вопросами: Почему стихотворение И.А. Бунина называется “Ковыль”? или “О чём же шепчет ковыль?” в сочинении-миниатюре.

А теперь обратимся к иллюстрациям на доске (художник Ю.И. Селиверстов - уроженец Пермской области [3]). Почему вам предложен сегодня именно такой зрительный ряд?

Учащиеся: Принцип изображения у Ю.И. Селиверстова тот же, что и у И.А. Бунина: совмещает то, что видится и кажется, реальность и ощущения.

Учитель: Но с какой целью этот принцип используют Ю.И. Селиверстов и И.А. Бунин? Есть ли сходство? Какую авторскую идею “Слова…” иллюстрирует художник?

Учащиеся: Ю.И. Селиверстов, как и автор “Слова…”, показывает, что природа живая. И цель у художника та же, что и у И.А. Бунина: показать, что прошлое живёт в настоящем, ситуация повторяется, память предков жива в современном человеке.

Учитель: Мне остаётся только назвать второе домашнее задание: создать двойную иллюстрацию к стихотворению И.А. Бунина “Ковыль” в стиле Ю.И. Селиверстова.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика