Цели урока:

1) обучающие:
– познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи, с ее историей и обычаями в повести “Тарас Бульба”, дать исторический комментарий;
– раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;

 2) развивающие:
– способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, историческими источниками;
– формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно-художественные средства;
– развивать умение давать оценку литературным явлениям;
– развивать творческие способности;
 3) воспитательные:
– воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным 
традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства, донести до учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе.
– связать с современностью. Проявляется ли товарищество в вашем коллективе?

Тип урока: комбинированный.

Методы: 

1) диалогический,
2) объяснительно-иллюстративный,
3) частично-поисковый.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентация к уроку.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы продолжаем рассуждение по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. А сейчас запишите сегодняшнее число, тему нашего урока. На доске вы видите эпиграф к нашему уроку “Нет святее уз товарищества” Тарас Бульба Остальное мы будем записывать постепенно, по мере прохождения каждого этапа. Слайд 1.

 II. Актуализация прежних знаний.

1. Вспомните, как работал писатель, к каким источникам обращался при написании повести.

Николай Васильевич Гоголь родился в селе Большие Сорочинцы, Миргородского уезда, Полтавской губернии. Вторая его книга носит название “Миргород” Эта книга включает в себя легендарную повесть “Тарас Бульба”, Повести “Старосветские помещики”, “Вий”, “”Повесть о том, как поссорился Ивн Иванович с Иваном Никифоровичем”. Слайд 2.

2. Проверка домашнего задания.

Рассказ о Тарасе.

Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке. Его гордость – его сыновья – Остап и Андрий. Тарас Бульба – полковник, один из командиров казачества. Он с уважением относится к товарищам-запорожцам, преданный казак, уважает и ценит обычаи. Слайд 3.

Работа с пропущенными словами.

Ваша нежба – чистое поле да добрый конь.

Сабля – вот ваша матерь.

Запорожье – вот где наука, так наука. Там вам школа.

Кому принадлежат эти слова? (Слова Тараса своим сыновьям.)

Что является главным для казака? (Главное для настоящего казака – чистое поле – воля, добрый конь, который никогда не бросит своего хозяина, сабля, которая защитит в трудную минуту казака.)

Кто такие казаки? Запорожские казаки? Слайд 4.

(Материал из учебника.) Гоголь обращается к прошлому Украины, изучает жизнь и быт казачества. Крестьяне убегали на юг, построили укрепление Запорожскую Сечь, а себя назвали запорожскими казаками.

Мы тоже на родном языке употребляем это слово – Казак. Э-э, ты ведь у нас казак! – говорим. Казак – это вольный, ни от кого независимый человек.

Кто населяет Запорожскую Сечь? (Самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, любящие воевать.) Слайд 5.

Мирное существование в Сечи – редкость. Обычное состояние – беспрерывные войны.

Что такое степь для казака?

Для казаков родина – это степь бесконечная, вольная, просторная. Таков и характер.

Степные просторы накладывали отпечаток на образе жизни казачества, на характерах казаков. Неслучайно вольная степь, широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы.  Видеофрагмент из фильма.

Условия приема в Запорожскую Сечь:

– статус вольного человека,
– хорошее знание русского языка,
– принадлежность к православной вере.
– наличие специальной подготовки.

Как вы думаете, почему Остап и Андрий сразу были приняты в Сечь?

Наизусть из учебника.

Физкультминутка.

Что такое служба в Сечи? Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Здесь свои законы: жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство. Но главная цена человеческой жизни для казаков – товарищество и братство, основанное на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир в Запорожской Сечи. Слайд 6.

Занятия запорожцев: метко стреляли в цель, конные скачки, мало кто занимался ремеслом, гуляние с утра до вечера.

Работа с пропущенными словами.

Так вот она, Сечь! Вот то …, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как …! Вот откуда разливается … и козачество на всю Украйну!

Знакомство с картиной И.Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

История создания картины.

В основе картины лежит историческое событие, относящееся к 1676 году. Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси, охраняли ее от польских панов и турок. Турецкий султан Махмуд прислал письмо, в котором предлагалось сдаться без сопротивления. Запорожские казаки написали едкий ответ султану. Этот исторический эпизод взял Репин для своей картины. За столом сидит писарь и строчит письмо султану, а сидящие и стоящие казаки диктуют ему . Картина создавалась долго – 12 лет.

Узнаете в картине Тараса, Андрия, Остапа?

Казаки подчинялись Кошевому – атаману, который выбирался из своих же запорожских казаков. Важнее вопросы решали сообща. Законов было мало, но они были слишком суровыми. Каждый запорожец готов был умереть за товарища и за Отчизну.

Казаки всему учились сами, опытом, в пылу битв. Победить или погибнуть – девиз казаков. Девиз писали на своем оружии. Воля, непритязательный быт, разгульные обычаи и строгие законы закаляли казаков. Казаки, глядя постоянно смерти в глаза, старались не упускать выпавшую на долю их радость. Для них нет закона, кроме боевого товарищества.

О товариществе. Ученик.  Отрывок из фильма "Тарас Бульба".

Считались ли законы жестокими?

Приемлемы ли они сейчас? Какие современные фильмы боевом товариществе знаете? А у вас проявляется товарищество?

(Ответы-рассуждения учащихся.)

Эпилог к уроку:

“Узы этого братства, – писал Гоголь о казаке в статье “О Малороссийских песнях”, – для него это выше всего, сильнее любви… Умирающий казак лежит среди девственной природы и собирает все силы, чтоб не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей. Увидевши их, он насыщается и умирает”.

Написать сочинение-миниатюру “Плюсы и минусы Запорожской Сечи”

Прочитать отрывок из сочинения.

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что вас удивило, поразило?

Домашнее задание: Перечитать главы, нарисовать герб Запорожской Сечи.

Оценки за урок.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика