Цели урока:

деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия;

образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Ход урока

I. Орг. момент. Психологическая готовность к уроку.

Учитель:

Ребята, сегодня у нас необычный урок литературы: мы проводим его в кабинете, где у вас проходят уроки изобразительного искусства, где вы рисуете, создаете картины, знакомитесь с произведениями художников.

II. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Учитель:

На уроке мы поговорим о том, что сближает разные виды искусства. Как вы думаете, что сближает и литературу, и музыку, и живопись?

Давайте вспомним, что такое художественный образ? (Слайды)

Вы, конечно, определили тему нашего урока. Сформулируйте ее и запишите в тетрадь.

Какие цели вы для себя поставите при изучении новой темы? (Научиться понимать художественные образы, наблюдать, анализировать, как мастера искусства создают художественные образы в лирике и изобразительном искусстве, как они отражают мир.)

III. Изучение и усвоение новых знаний.

Работа над стихотворением М.Ю.Лермонтова “На севере диком…”

Учитель:

Сначала мы рассмотрим, как создаются художественные образы в поэзии. Как вы поняли по портрету, мы знакомимся с произведением М.Ю.Лермонтова.

Чтение стихотворения, подготовленное учеником.

Анализ стихотворения. (Текст на слайде)

Какие образы создал поэт в стихотворении? (Сосна – пальма)

Поэт, создавая образы сосны и пальмы, охарактеризовал их, используя определения. Определения бывают двух видов. (Слайд)

Работа с эпитетами.

В тетради запишите эпитеты, которые характеризуют сосну и пальму, после наблюдений сделайте вывод: что отличает эти образы и что их сближает?

(самоконтроль – слайд)

Анализ других средств выразительности в стихотворении.

Вспомните, что такое сравнение. (Слайд)

Найдите сравнение в стихах Лермонтова. Почему снежный убор сосны сравнивается с ризой? Вот значение слова “риза”. (слайд)

Какую характеристику образа сосны дает сравнение? (Сравнение показывает красоту сосны, ее праздничный убор, великолепие, ее чистоту, святость; ассоциации с парадным облачением священника.)

Как вы думаете, почему, характеризуя сосну, поэт использует слова “дремлет”, “снится”, рассказывая о пальме, говорит, что она “грустна”?

Какое средство художественной выразительности использует поэт и, главное, для чего? (Самоконтроль, слайд) Олицетворения помогают понять, что речь идет о людях.)

Что объединяет сосну и пальму? – Они одиноки.

Какие чувства вызывают у читателей художественные образы, созданные Лермонтовым? (Грусть, печаль, мы сочувствуем людям, которые не могут соединиться, вынуждены страдать от одиночества.)

IV. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Итак, сделаем вывод. Как поэт создает художественные образы?

(Словами, но слова очень выразительные, использует средства языковой выразительности.)

Работа с таблицей

Сделать вывод-обобщение о средствах языковой выразительности, которые использует Лермонтов в стихотворении “На севере диком…” (Взаимопроверка в парах)

V. Этап закрепления нового материала.

Учитель:

1.История создания стихотворения Лермонтова – вольный перевод стихотворения Генриха Гейне. Чтение учителем стихотворения на немецком языке.

2. Работа над переводами стихотворения Г. Гейне, выполненными Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом. Стихотворения Г.Гейне переводили и другие поэты. Послушайте некоторые очень известные переводы.

3. Чтение стихотворения Тютчева, подготовленное учеником.

4. Чтение стихотворения Фета, подготовленное учеником.

5. Работа над средствами художественной выразительности , которые использовали поэты при создании художественных образов.

Выпишите в тетрадь художественные образы, которые создали Тютчев и Фет. (Кедр - пальма, дуб – пальма) В стихотворении Гейне слово “ein Fichtenbaum” - пихтовое дерево, пихта употребляется и в значении сосна и относится к мужскому роду; Тютчев и Фет в переводах сохранили принадлежность образа к мужскому роду, так появились кедр и дуб.

Выпишите в тетрадь средства выразительности, которыми создаются художественные образы. Работа в группах: эпитеты, сравнение, олицетворения, метафоры.

6. Работа с таблицей. Сравнение средств языковой выразительности, которые использовали поэты в переводах.

Одинаково ли восприняли и передали содержание стихотворения Г.Гейне русские поэты? Чьи переводы ближе к стихам Гейне по основной мысли (основной идее), по созданным художественным образам?

VI. Этап применения полученных знаний.

1.Работа по картине И.И.Шишкина “На севере диком…”

Перед вами произведение живописи, картина И.И.Шишкина “На севере диком…”.

Какое впечатление она производит на зрителей? Какой художественный образ создал автор на картине? Опишите словами этот образ (колорит, краски, свет)

VII. Подведение итогов урока.

Учитель:

Подводим итоги нашего урока. Над какой темой работали?

Какие цели ставили на уроке?

Удалось ли достичь цели?

Рефлексия. Оцени свою деятельность на уроке. (Учащимся выдаются анкеты)

Поставь отметку в соответствующей строке, закончи характеристику своей деятельности:

Сегодня на уроке я научился …

мне показалось важным …

понял, что…

почувствовал что…

Своей работой на уроке я

доволен, так как …

не совсем доволен …

не доволен, потому что …

VIII. Домашнее задание.

Выучить наизусть любой из трех переводов стихотворения Гейне.

Прочитать стихотворения Лермонтова “Листок”, “Утес”.

Выписать в тетрадь художественные образы, созданные в этих произведениях. Что их объединяет? Есть ли что-то общее между образами в стихотворениях

Лермонтова, с которыми вы познакомились на уроке и дома?

Выписать в тетрадь средства языковой выразительности, которые использовал Лермонтов для создания художественных образов.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика