Цели:

– продолжить знакомство учеников с произведениями М.Зощенко;
– развивать умение работать самостоятельно с книгой;
– овладевать культурой общения.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть.

На доске написан эпиграф к уроку, я его читаю, ученики записывают:

Постарайтесь рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно),
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.

II. Беседа о писателе.

– Вы записали эпиграф. Теперь скажите, что он означает, какой у него смысл? (Ученики должны высказать свои мнения.)

– Вообще, Михаил Зощенко был веселым человеком, как вы думаете? Как вы это докажете? (Ученики приводят примеры из прочитанных ими рассказов М.Зощенко.)

– Да, действительно, этот писатель создавал веселые произведения. (Далее рассказываю немного о М.Зощенко как юмористе.) Ученики дополняют рассказ известными им сведениями о писателе.

III. Литературная беседа.

Вы должны были прочитать дома самостоятельно рассказы «Галоша» и «Встреча». Когда вы читали эти произведения, то, наверное, увидели, что они построены на каком-то смешном эпизоде. Сейчас два ученика из вашего класса перескажут содержание рассказов «Галоша» и «Встреча», но сначала мы должны выяснить, что такое юмор. Попробуйте сформулировать свое определение.

Запишите в свои словарики: Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Еще нам потребуется такое понятие, как сатира. Сатира (от лат.) – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

Вы, конечно же, заметили, что между сатирой и юмором есть что-то общее. А чем они различаются? Да, юмор вышучивает, а сатира – обличает. Ну а теперь мы переходим к вашим пересказам, после чего я задам несколько вопросов.

Далее задаю вопросы классу.

1. Мы прослушали два пересказа, но в каком же из них присутствует юмор, а в каком – сатира? Как писатель высмеивает в рассказе «Галоша» волокиту и бюрократизм? Найдите в толковых словарях значения этих слов и выпишите их в свои словарики. (Толковые словари лежат у каждого на парте.)

2. Литературовед А.Н. Старков писал так: «У героя зощенковских рассказов вполне определенные и твердые взгляды на жизнь. Уверенный в непогрешимости собственных воззрений и поступков, он, попадая впросак, каждый раз недоумевает и удивляется. Но при этом никогда не позволяет себе открыто негодовать и возмущаться...».

3. Обратите внимание на речь героев наших рассказов.

Найдите в речи героев рассказа «Встреча» примеры неуместного смешения слов разных стилей, что производит комический эффект. Какие особенности речи вы видите в рассказе «Галоша»?

4. Каким вы себе представляете главного героя рассказа «Галоша»? Что в нем смешного? В его поступках? Мы можем поставить автора на место героев рассказа?

IV. Заключение.

Вопрос классу. С чьей точки зрения показываются все события в рассказах? (Рассказчика.)

Верно, все события показываются с точки зрения автора, причем он является не только свидетелем, но и участником всех событий. Так достигается эффект большей достоверности событий, такое повествование позволяет передать язык и характер героя, даже если истинное лицо человека противоречит тому, кем он себя представляет, как в рассказе «Встреча».

Но вернемся к теме урока – смешное в рассказах Зощенко. Что же смешного в рассказах «Галоша» и «Встреча»? Почему они смешные? А как вы думаете, смеяться нужно человеку? Для чего? Так давайте же будем больше смеяться и меньше грустить! Но имейте в виду, что смех без причины – признак ... к увольнению.

Урок окончен, до свидания!

Домашнее задание

Вспомните самый смешной случай в вашей жизни и напишите о нем сочинение.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика