Цели:

– продолжить знакомство учеников с произведениями М.Зощенко;
– развивать умение работать самостоятельно с книгой;
– овладевать культурой общения.

I. Слово учителя.

1 января 1700 г. но указу Петра 1 неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового века». При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Подобно «работнику на троне», каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.

1. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о классицизме как литературном направлении.

2. Индивидуальное сообщение на тему «Судьба М.В. Ломоносова»

(по карточке З).

II. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова. Обучение конспектированию.

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки — выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.
II. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор
Чтение статьи учебника
Ученики прочитают вступительную статью о Саше Черном в учебнике. Учитель дополнит рассказ о поэте.

I. Артикуляционная разминка
II. Проверка домашнего задания
Ученики рассказывают о детстве и начале творческого пути Гоголя. Класс обсуждает и оценивает эти рассказы.

III. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического

I. Проверка домашнего задания.
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения «На Волге».
II. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины.

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».
II. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети»

В учебник по литературе для 5 класса, переработанный в 2006 г., впервые включен полный текст стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

I. Артикуляционная разминка.

Проверка домашнего задания
Вернемся к стихотворению «Крестьянские дети».
Начнем с комментированного чтения начального и заключительного отрывков. Первый отрывок читают поочередно дети, у которых слабая техника чтения.

I. Проверка домашнего задания
После короткой артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение басни Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...», выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство...» и подготовленных высказываний-рассуждений на заданную тему.

Знания на уроке: портрет литературного героя, отражение в нем внутреннего мира человека, состояния его души.

Словарная работа: мир детства, мир взрослых, апатия.

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) известный русский писатель, автор повестей, рассказов, пьес. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому.

Знания на уроке: сведения из биографии Платонова. Мир и человек в изображении писателя.

Словарная работа: профессионализмы, встречающиеся в рассказе «В прекрасном и яростном мире».

Материал для учителя

Андрей Платонович Климентов (псевдоним Платонов) родился 1 сентября 1899 года в Воронеже. Отец Платон Фирсович Климентов был железнодорожным мастером.

Знания на уроке: метафора, символ.

Словарная работа: гармония, мироздание, зияющий.

Ход урока

I. Краткие сведения о поэте.

II. Чтение вступительной статьи учебника. Остановим внимание учащихся на процитированном отрывке стихотворения «Меркнут знаки Зодиака».

Цели урока: дать ощущение необычности лирики и характера Маяковского; опережающее представление о футуризме; ознакомление с текстом «Необычайного происшествия...»

Дополнительная литература для учащихся: Маяковская А. А. Детство и юность Владимира Маяковского: Из воспоминаний матери. М., 1986. К. Чуковский «Из воспоминаний». М., 1959.

Теория литературы: звукопись (знакомство с понятием).

Оборудование: изображения лошадей: фото, иллюстрации к «Карюхе Григоровича»; к роману Достоевского «Преступление и наказание»; репродукции передвижников. Смысл в том, чтобы на ряде изображений лошадь была изображена гордым и свободным животным, а в других изображениях — порабощенной человеком. Разместить эти изображения следует на противоположных сторонах доски.

Материал для учителя: Груздев И.А. Горький и его время. 1868— 1896: 3-е изд. М., 1962.

Дополнительная литература для учащихся: рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш».

Теория литературы: легенда (расширение понятия), романтизм, реализм (знакомство с понятиями).

Оборудование: иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль».

Цели изучения повести: рассмотрение столкновения эпического величия и современности, осмысление героико-патриотической темы, в частности, осмыслении идеи красоты, подвига во славу отчизны.

Основная цель: осмысление учащимися трагического конфликта между миром казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью становится сам человек. Осознание этой трагедии будет служить преодолению «нравственного эгоцентризма» в восприятии литературных произведений.

Цели изучения повести: рассмотрение столкновения эпического величия и современности, осмысление героико-патриотической темы, в частности, осмыслении идеи красоты, подвига во славу отчизны.

Основная цель: осмысление учащимися трагического конфликта между миром казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью становится сам человек. Осознание этой трагедии будет служить преодолению «нравственного эгоцентризма» в восприятии литературных произведений.

Цели изучения повести: рассмотрение столкновения эпического величия и современности, осмысление героико-патриотической темы, в частности, осмыслении идеи красоты, подвига во славу отчизны.

Основная цель: осмысление учащимися трагического конфликта между миром казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью становится сам человек. Осознание этой трагедии будет служить преодолению «нравственного эгоцентризма» в восприятии литературных произведений.

Цели урока: навыки анализа текста.

Дополнительная литература для учащихся: Якушкин Н. И. Жизнь и творчество Тургенева.

Теория литературы: рассказ

Оборудование: портреты Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове, различные издания произведений Тургенева, в частности «Записок охотника», видеозапись художественно-документального фильма о Тургеневе; диафильм «Тургенев в Спасском-Лутовинове».

Теория литературы: очерк.

Оборудование: репродукции В. Е. Маковского «Ночное», К.В.Лебедева «Бежин луг» и другие иллюстрации к рассказу.

Литература для учителя: Зиновьева В. П. «Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири» Новосибирск, 1987; Померанцева Э.В. «Мифологические персонажи в русском фольклоре». М., 1975.

Цель урока: дать сравнительную характеристику мальчишек, выявить роль пейзажа в повествовании.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

— Сколько описаний природы в рассказе?

Ученики отвечают и потом пересказывают сцены пейзажных зарисовок.

Цели урока: выяснить соотношение юмора и сатиры как средств выражения авторской позиции; определить способы создания сатирического образа на примере рассказа «Хамелеон»; рассмотреть значение диалога, художественной детали, «говорящих» фамилий в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина.

Цели урока: написать сценарий драматургического представления по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон».

Ход урока

I. Пояснение учителя.

Сценарий — текст, предназначенный для сценического воплощения.

Давайте представим, что мы снимаем кинофильм по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон».

Дополнительная литература для учащихся: Муромцева-Бунина В. Жизнь Бунина: Беседы с памятью.

Теория литературы: рассказ (повторение понятия)

Оборудование: портрет Бунина, фотографии имения в Орле, фотографии семьи и его близких

Цели урока: обучение составлению плана рассказа, знакомство с поэтическим наследием И.А. Бунина, обучение навыкам анализа поэтического произведения.

 

Цель: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника».

Теория литературы: поэма (расширение понятия). Определение жанра повести.

Оборудование: открытки с изображением Петербурга, памятника Петру, репродукции с картин, с гравюр, иллюстрации Ф. Константинова, А. Бенуа к поэме.

Цель урока: выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника.

Дополнительная литература для учащихся: Рассказы начальной русской летописи / Под ред. Д.С. Лихачева. (Любое издание).

Оборудование: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта — Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI — ХI вв. Фонозапись исполнения В. Качалова «Песни...».

Цель урока: познакомиться с японской поэзией, выявить ее своеобразие.

Словарная работа: медитация.

Оборудование: репродукции с японских миниатюр, книги, если есть, музыка.

Цели урока: развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа; выявление идейного содержания произведения.

Теория литературы: повесть

Словарная работа: взаимопонимание, мужество, самообладание.

Оборудование: различные издания произведений Дж. Олдриджа; справочная доска: фут — 30, 48 см; дюйм — 2, 54 см.

Цель урока: знакомство с биографией М.В. Ломоносова, его роли в развитии русской литературы.

Теория литературы: ода (знакомство с понятием).

Оборудование: портрет Ломоносова; репродукции с изображением различных деятелей-современников Ломоносова. Можно использовать фрагменты фильма «Михайло Ломоносов».

Материал для учителя: Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1993.

Первый тур

Вопросы для розыгрыша дорожек

1. Кому принадлежат строки «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»? (А. С. Пушкину.)

2. В каком произведении они встречаются? (В первой песни поэмы «Руслан и Людмила».)

3. Как на Севере называли былины? (Старины, старинки.)

Цель: развитие устных речевых способностей учащихся, вовлечение в словарный запас слов и выражений, свойственных устному народному творчеству.

Рекомендации к уроку: урок развития речи может состоять из двух этапов: письменного и устного. Навыки развития письменной речи могут реализоваться в следующих видах письменной работы:

Цели урока: знакомство и формирование понятия о новых жанрах фольклора, развитие навыков устной речи.

Теория литературы: пословица и поговорка (введение понятий)

Оборудование: различные издания сборников пословиц и поговорок, словарь Даля, на доске справа пословицы, слева — поговорки, например:

Цель урока: обзорное знакомство с жанром летописи, расширение словарного запаса, происхождение азбук.

Дополнительная литература для учащихся: Рассказы начальной русской летописи / Под ред. Д.С. Лихачева. (Любое издание).

Теория литературы: летопись.

Цели урока: познакомить учеников с историей «Слова...», показать историческую основу, рассмотреть сюжет, роль пейзажа; начать работу над составлением композиционного плана.

Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, составление композиционного плана, словарная работа.

Оборудование: издания «Слова о полку Игореве», иллюстрации к «Слову...»

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика