Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности, глубины, объективности контролирования – это общая закономерность дидактического процесса. В педагогической теории еще нет устоявшегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет». Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются как синонимичные. Общим родовым понятием выступает контроль, под которым понимается выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и измерение называют проверкой. В связи с этим проверка является составным компонентом контроля, а его основная дидактическая функция направлена на обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала предмета география, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться на протяжении изучения всего курса школьной географии (5-11 классы).
Контроль результатов обучения географии выполняют все три функции, присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение.
Контроль результатов обучения – это важная часть процесса обучения географии в школе. Особенно важен он для учащихся. Обучающее значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения в процессе формирования географической компетентности. Воспитательное значение контроля велико. Контроль воспитывает целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, умение преодолевать трудности, т.е. способствует формированию нравственных качеств личности.
Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов.
Систематический контроль способствует развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля. Главное требование к контролю – его систематичность.
Контроль результатов обучения важен и для учителя, поскольку позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс, и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей. Контроль помогает учителю управлять учебным процессом.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся являются важными звеньями учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения предмету география. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки и проверки знаний и умений учащихся:
– диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
– учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
– определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Учителю географии при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски оптимальных форм и методов оценки и их организация являются одной из важнейших его задач. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. Каждым учителем принята некая своя система оценки, включающая разнообразные средства и приемы работы для постоянного контроля уровня и качества овладения учащимися знаниями.
Контрольные работы для разных классов ищите в высыпающемся меню.