Станция «Этикетная»

Задания

5-6 класс

Вариант 1

Задание 1. В данном отрывке из сказки «Царевна-лягушка» найдите речевую этикетную формулу, обращения и слова / словосочетания, обозначающие гостеприимные действия хозяина, выпишите их.

Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повертывается. Говорит Иван-царевич:

— Избушка, избушка! Встань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом!

Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошел в нее и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит.

— Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал? — спрашивает Баба-яга Ивана-царевича.

— Ах ты, старая хрычовка, — говорит Иван-царевич, — ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила, напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала.

Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую.

 

Этикетная речевая формула: ________________________________________

 

Обращения: ________________________________________________________________________________

 

Слова и словосочетания:

 

 

Задание 2. Определите, к какому этикетному жанру принадлежит выписанная Вами речевая формула (укажите нужную букву):

а) поздравление

б) приветствие

в) прощание

г) извинение

Ответ: _________________________________

 

Задание 3. Охарактеризуйте поведение Ивана-царевича и Бабы-Яги с точки зрения соответствия нормам этикета (впишите в таблицу соответствующие буквы):

 

Иван-царевич:

Баба-Яга:

 

а) демонстрирует антивежливость, т.к. не здоровается, использует грубые обращения и поучает (упрекает);

б) ведёт себя грубо, так как другой персонаж этого заслуживает;

в) ведёт себя вежливо: приветствует незнакомца, спрашивает о цели визита;

г) ведёт себя воспитанно: учит другого персонажа вести себя правильно.

 

 

Вариант 2

 

Задание 1. В данном отрывке из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» найдите речевые этикетные формулы, обращения и предложение, являющееся вопросом хозяина о цели визита, выпишите их.

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят – кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

- Здравствуй, бабушка, - говорят братья.

- Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?

- Едем мы, бабушка, на реку Смородину, накалинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

- Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства – хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

 

Этикетные речевые формулы: ________________________________________________________________________________

 

Обращения: ________________________________________________________________________________

 

Вопрос о цели визита: __________________________________________________________________

 

Оцените, вежливо или грубо отвечают братья на этот вопрос? Докажите. ___________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Определите, к какому этикетному жанру принадлежат слова бабы-ЯгиОх, молодцы, за дело взялись! (укажите нужную букву):

а) приветствие

б) прощание

в) похвала

г) просьба

Ответ: _____________________________

 

Задание 3. Охарактеризуйте поведение персонажей с точки зрения соответствия нормам этикета (впишите в таблицу соответствующие буквы):

 

Баба-Яга:

Братья:

 

а) демонстрирует вежливость: приветствует гостей, не прогоняет их, оставляет ночевать;

б) демонстрирует антивежливость: не накормила, не напоила, спать не уложила;

в) демонстрируют вежливость, но это неправильно, так как Баба-Яга опасна, может навредить;

г) демонстрируют вежливость: приветствуют, ласково обращаются, сообщают о цели визита.

 

 

Станция «Этикетная»

Задания

7-8 класс

Вариант 1

Задание 1. Прочитайте отрывок из хорошо известного вам произведения Н.В. Гоголя и выполните задания: найдите и выпишите этикетную речевую формулу, а также слова и словосочетания, обозначающие этикетные действия Вакулы:

Пацюк, верно, крепко занят был галушками, потому что, казалось, совсем не заметил прихода кузнеца, который, едва ступивши на порог, отвесил ему пренизкий поклон.

— Я к твоей милости пришел, Пацюк! — сказал Вакула, кланяясь снова. ТолстыйПацюк поднял голову и снова начал хлебать галушки.

— Ты, говорят, не во гнев будь сказано... — сказал, собираясь с духом, кузнец, — я веду об этом речь не для того, чтобы тебе нанесть какую обиду, — приходишься немного сродни черту.

Проговоря эти слова, Вакула испугался, подумав, что выразился все еще напрямик и мало смягчил крепкие слова, и, ожидая, что Пацюк, схвативши кадушку вместе с мискою, пошлет ему прямо в голову, отсторонился немного и закрылся рукавом, чтобы горячая жижа с галушек не обрызгала ему лица. Но Пацюк взглянул и снова начал хлебать галушки. Ободренный кузнец решился продолжать:

— К тебе пришел, Пацюк, дай Боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в пропорции! — Кузнец иногда умел ввернуть модное слово; в том он понаторел в бытность еще в Полтаве, когда размалевывал сотнику дощатый забор. — Пропадать приходится мне, грешному! ничто не помогает на свете! Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта. Что ж, Пацюк?— произнес кузнец, видя неизменное его молчание, — как мне быть?

— Когда нужно черта, то и ступай к черту! — отвечал Пацюк, не подымая на него глаз и продолжая убирать галушки.

— Для того-то я и пришел к тебе, — отвечал кузнец, отвешивая поклон, — кроме тебя, думаю, никто на свете не знает к нему дороги.                                                                                    (Ночь перед Рождеством)

 

Этикетная речевая формула: ________________________________________________________________________________

 

Слова и словосочетания, обозначающие этикетные действия Вакулы::

___________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Определите, к какому этикетному жанру принадлежит выписанная Вами речевая формула (укажите нужную букву):

а) поздравление

б) похвала

в) пожелание

г) извинение

Ответ: ______________________________

 

Задание 3. К какому этикетному жанру относится выделенная часть реплики Вакулы? (Укажите нужную букву)

— Ты, говорят, не во гнев будь сказано... — сказал, собираясь с духом, кузнец, — я веду об этом речь не для того, чтобы тебе нанесть какую обиду, — приходишься немного сродни черту.

а) просьба

б) благодарность

в) соболезнование

г) извинение

Ответ: _______________________________

 

Задание 4. Охарактеризуйте поведение персонажей с точки зрения соответствия нормам этикета (впишите в таблицу соответствующие буквы):

 

Вакула:

Пацюк:

 

а) демонстрирует антивежливость: накидывается с бранью на собеседника и прогоняет его;

б) демонстрирует антивежливость: продолжает заниматься своим делом, не смотрит на собеседника, не отвечает на приветствие;

в) демонстрирует вежливость: говорит осторожно, боясь обидеть, использует этикетные формулы и действия;

г) ведёт себя достаточно вежливо, так как не считает другого равным себе.

 

 

Вариант 2

 

Задание 1. Прочитайте отрывок из пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» и выполните задания: найдите и выпишите этикетные речевые формулы, которые используют Хлестаков и Городничий:

Городничий(немного оправившись и протянув руки по швам). Желаю здравствовать!

Хлестаков(кланяется). Мое почтение…

Городничий. Извините.

Хлестаков. Ничего…

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…

Хлестаков(сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что же делать?.. Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.

Бобчинский выглядывает из дверей.

Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп – он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням… Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. За что ж я… Вот новость!

Городничий(робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

 

Этикетные речевые формулы:

___________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 2. Распределите выписанные вами этикетные формулы по жанрам:

 

 

прощение

 

 

извинение

 

 

приветствие

 

 

предложение

 

 

 

 

 

Задание 3. К какому этикетному жанру относятся данные реплики Хлестакова? (Укажите нужную букву)

Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

а) жалоба

б) требование

в) просьба

г) пожелание

Ответ: ______________________________________

 

Задание 4. Охарактеризуйте поведение персонажей в эпизоде из задания 1 с точки зрения соответствия нормам этикета (впишите в таблицу соответствующие буквы):

 

Хлестаков:

Городничий:

 

а) поначалу демонстрирует вежливость, хотя при этом испытывает страх, затем переходит к угрозам;

б) демонстрирует антивежливость: от страха пытается угрожать;

в) демонстрирует вежливость и подобострастие: говорит осторожно, пытается оправдаться, использует этикетные формулы и действия;

г) ведёт себя достаточно вежливо, так как не считает другого равным себе.

 

Станция «Этикетная»

Ответы и критерии оценивания

5-6 классы

Вариант 1

Задание 1.

Ответ:

Этикетная речевая формула: гой еси.

Обращения: Избушка, избушка! (это одно обращение); добрый молодец; старая хрычовка.

Слова и словосочетания: спрашивает (Зачем ко мне пожаловал?), накормила, напоила, в бане выпарила.

Критерии оценивания:

за формулу – 0, 5 балла, за каждое верное выписанное обращение – по 0, 5 балла, за каждое слово (словосочетание) – по 0, 5 балла (глагол спрашивает и вопрос о цели визита оцениваются как один ответ).

Итого: 4 балла.

 

Задание 2.

Ответ: б

Критерии оценивания: за верный ответ – 1 балл.

 

Задание 3.

Ответ:

Иван-царевич: а

Баба-Яга: в

 

Критерии оценивания: за каждый верный ответ – 1 балл.

Итого: 2 балла.

 

Итого за все ответы: 7 баллов.

 

 

Вариант 2

Задание 1.

Ответ:

Этикетные речевые формулы: здравствуй, здравствуйте;

Обращения: бабушка, добрые мОлодцы, молодцЫ;

Вопрос о цели визита: Куда путь держите?

Оцените, вежливо или грубо отвечают братья на этот вопрос? Докажите.

Братья отвечают на вопрос хозяйки вежливо: не молчат, не скрывают, а рассказывают о цели своего пути и используют ласковое обращение бабушка.

 

Критерии оценивания:

за формулы – 0, 5 балла, за каждое верное выписанное обращение – по 0, 5 балла, за верно выписанный вопрос о цели визита – 0, 5 балла; за верное обоснование ответа на вопрос – 1 балл (при частично правильном ответе – 0, 5 балла).

Итого: 4 балла.

 

Задание 2.

Ответ:в

Критерии оценивания: за верный ответ – 1 балл.

 

Задание 3.

Ответ:

Баба-Яга: а

Братья: г

 

Критерии оценивания: за каждый верный ответ – по 1 баллу.

Итого: 2 балла.

 

Итого за все ответы: 7 баллов.

 

Станция «Этикетная»

Ответы и критерии оценивания

7-8 классы

Вариант 1

Задание 1.

Ответ:

Этикетная речевая формула: дай Боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в пропорции!

Слова и словосочетания, обозначающие этикетные действия Вакулы: отвесил пренизкий поклон, (сказал) кланяясь снова, (отвечал) отвешивая поклон.

Критерии оценивания: за верно выписанную формулу – 2 балла (если не полностью – минус 0, 5 балла); за каждое верное словосочетание – 0, 5 балла.

Итого: 3, 5 балла.

 

Задание 2.

Ответ:в

Критерии оценивания: за верный ответ – 1 балл.

 

Задание 3.

Ответ:г

Критерии оценивания: за верный ответ – 1 балл.

 

Задание 4.

Ответ:

Вакула: в

Пацюк: б

 

Критерии оценивания: за каждый верный ответ – по 1 баллу.

Итого: 2 балла.

 

Итого за все ответы: 7,5 баллов.

 

 

Вариант 2

 

Задание 1.

Ответ:

Этикетные речевые формулы: моё почтение, извините, ничего, позвольте мне предложить вам…

Критерии оценивания: за каждую верно выписанную формулу – 0, 5 балла.

Итого: 2 балла.

 

Задание 2

Ответ:

Моё почтение

приветствие

извините

извинение

ничего

прощение

Позвольте мне предложить вам…

предложение

 

Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – по 0, 5 балла.

Итого: 2 балла.

 

Задание 3. К какому этикетному жанру относятся данные реплики Хлестакова?

Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

а) жалоба

б) требование

в) просьба

г) пожелание

Ответ: в

Критерии оценивания: за верный ответ – 1,5 балла.

 

Задание 4. Охарактеризуйте поведение персонажей в эпизоде из задания 1 с точки зрения соответствия нормам этикета (впишите в таблицу соответствующие буквы):

 

Хлестаков:

Городничий:

 

а) поначалу демонстрирует вежливость, хотя при этом испытывает страх, затем переходит к угрозам;

б) демонстрирует антивежливость: от страха пытается угрожать;

в) демонстрирует вежливость и подобострастие: говорит осторожно, пытается оправдаться, использует этикетные формулы и действия;

г) ведёт себя достаточно вежливо, так как не считает другого равным себе.

 

Ответ:

Хлестаков: а

Городничий: в

 

Критерии оценивания: за каждый верный ответ – по 1 баллу.

Итого: 2 балла.

 

Итого за все ответы: 7,5 баллов.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика