Станция «Этикетная»
Задания
5-6 класс
Вариант 1
Задание 1. В данном отрывке из сказки «Царевна-лягушка» найдите речевую этикетную формулу, обращения и слова / словосочетания, обозначающие гостеприимные действия хозяина, выпишите их.
Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повертывается. Говорит Иван-царевич:
— Избушка, избушка! Встань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом!
Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошел в нее и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит.
— Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал? — спрашивает Баба-яга Ивана-царевича.
— Ах ты, старая хрычовка, — говорит Иван-царевич, — ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила, напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала.
Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую.
Этикетная речевая формула: ________________________________________
Обращения: ________________________________________________________________________________
Слова и словосочетания:
Задание 2. Определите, к какому этикетному жанру принадлежит выписанная Вами речевая формула (укажите нужную букву):
а) поздравление
б) приветствие
в) прощание
г) извинение
Ответ: _________________________________
Задание 3. Охарактеризуйте поведение Ивана-царевича и Бабы-Яги с точки зрения соответствия нормам этикета (впишите в таблицу соответствующие буквы):
Иван-царевич: |
Баба-Яга: |
а) демонстрирует антивежливость, т.к. не здоровается, использует грубые обращения и поучает (упрекает);
б) ведёт себя грубо, так как другой персонаж этого заслуживает;
в) ведёт себя вежливо: приветствует незнакомца, спрашивает о цели визита;
г) ведёт себя воспитанно: учит другого персонажа вести себя правильно.
Вариант 2
Задание 1. В данном отрывке из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» найдите речевые этикетные формулы, обращения и предложение, являющееся вопросом хозяина о цели визита, выпишите их.
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят – кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
- Здравствуй, бабушка, - говорят братья.
- Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?
- Едем мы, бабушка, на реку Смородину, накалинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.
- Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства – хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Этикетные речевые формулы: ________________________________________________________________________________
Обращения: ________________________________________________________________________________
Вопрос о цели визита: __________________________________________________________________
Оцените, вежливо или грубо отвечают братья на этот вопрос? Докажите. ___________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Определите, к какому этикетному жанру принадлежат слова бабы-ЯгиОх, молодцы, за дело взялись! (укажите нужную букву):
а) приветствие
б) прощание
в) похвала
г) просьба
Ответ: _____________________________
Задание 3. Охарактеризуйте поведение персонажей с точки зрения соответствия нормам этикета (впишите в таблицу соответствующие буквы):
Баба-Яга: |
Братья: |
а) демонстрирует вежливость: приветствует гостей, не прогоняет их, оставляет ночевать;
б) демонстрирует антивежливость: не накормила, не напоила, спать не уложила;
в) демонстрируют вежливость, но это неправильно, так как Баба-Яга опасна, может навредить;
г) демонстрируют вежливость: приветствуют, ласково обращаются, сообщают о цели визита.
Станция «Этикетная»
Задания
7-8 класс
Вариант 1
Задание 1. Прочитайте отрывок из хорошо известного вам произведения Н.В. Гоголя и выполните задания: найдите и выпишите этикетную речевую формулу, а также слова и словосочетания, обозначающие этикетные действия Вакулы:
Пацюк, верно, крепко занят был галушками, потому что, казалось, совсем не заметил прихода кузнеца, который, едва ступивши на порог, отвесил ему пренизкий поклон.
— Я к твоей милости пришел, Пацюк! — сказал Вакула, кланяясь снова. ТолстыйПацюк поднял голову и снова начал хлебать галушки.
— Ты, говорят, не во гнев будь сказано... — сказал, собираясь с духом, кузнец, — я веду об этом речь не для того, чтобы тебе нанесть какую обиду, — приходишься немного сродни черту.
Проговоря эти слова, Вакула испугался, подумав, что выразился все еще напрямик и мало смягчил крепкие слова, и, ожидая, что Пацюк, схвативши кадушку вместе с мискою, пошлет ему прямо в голову, отсторонился немного и закрылся рукавом, чтобы горячая жижа с галушек не обрызгала ему лица. Но Пацюк взглянул и снова начал хлебать галушки. Ободренный кузнец решился продолжать:
— К тебе пришел, Пацюк, дай Боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в пропорции! — Кузнец иногда умел ввернуть модное слово; в том он понаторел в бытность еще в Полтаве, когда размалевывал сотнику дощатый забор. — Пропадать приходится мне, грешному! ничто не помогает на свете! Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта. Что ж, Пацюк?— произнес кузнец, видя неизменное его молчание, — как мне быть?
— Когда нужно черта, то и ступай к черту! — отвечал Пацюк, не подымая на него глаз и продолжая убирать галушки.
— Для того-то я и пришел к тебе, — отвечал кузнец, отвешивая поклон, — кроме тебя, думаю, никто на свете не знает к нему дороги. (Ночь перед Рождеством)
Этикетная речевая формула: ________________________________________________________________________________
Слова и словосочетания, обозначающие этикетные действия Вакулы::
___________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Определите, к какому этикетному жанру принадлежит выписанная Вами речевая формула (укажите нужную букву):
а) поздравление
б) похвала
в) пожелание
г) извинение
Ответ: ______________________________
Задание 3. К какому этикетному жанру относится выделенная часть реплики Вакулы? (Укажите нужную букву)
— Ты, говорят, не во гнев будь сказано... — сказал, собираясь с духом, кузнец, — я веду об этом речь не для того, чтобы тебе нанесть какую обиду, — приходишься немного сродни черту.
а) просьба
б) благодарность
в) соболезнование
г) извинение
Ответ: _______________________________
Задание 4. Охарактеризуйте поведение персонажей с точки зрения соответствия нормам этикета (впишите в таблицу соответствующие буквы):
Вакула: |
Пацюк: |
а) демонстрирует антивежливость: накидывается с бранью на собеседника и прогоняет его;
б) демонстрирует антивежливость: продолжает заниматься своим делом, не смотрит на собеседника, не отвечает на приветствие;
в) демонстрирует вежливость: говорит осторожно, боясь обидеть, использует этикетные формулы и действия;
г) ведёт себя достаточно вежливо, так как не считает другого равным себе.
Вариант 2
Задание 1. Прочитайте отрывок из пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» и выполните задания: найдите и выпишите этикетные речевые формулы, которые используют Хлестаков и Городничий:
Городничий(немного оправившись и протянув руки по швам). Желаю здравствовать!
Хлестаков(кланяется). Мое почтение…
Городничий. Извините.
Хлестаков. Ничего…
Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…
Хлестаков(сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что же делать?.. Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.
Бобчинский выглядывает из дверей.
Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп – он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням… Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. За что ж я… Вот новость!
Городничий(робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!
Этикетные речевые формулы:
___________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Распределите выписанные вами этикетные формулы по жанрам:
|
прощение |
|
извинение |
|
приветствие |
|
предложение |
|
|
|
|
Задание 3. К какому этикетному жанру относятся данные реплики Хлестакова? (Укажите нужную букву)
Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.
а) жалоба
б) требование
в) просьба
г) пожелание
Ответ: ______________________________________
Задание 4. Охарактеризуйте поведение персонажей в эпизоде из задания 1 с точки зрения соответствия нормам этикета (впишите в таблицу соответствующие буквы):
Хлестаков: |
Городничий: |
а) поначалу демонстрирует вежливость, хотя при этом испытывает страх, затем переходит к угрозам;
б) демонстрирует антивежливость: от страха пытается угрожать;
в) демонстрирует вежливость и подобострастие: говорит осторожно, пытается оправдаться, использует этикетные формулы и действия;
г) ведёт себя достаточно вежливо, так как не считает другого равным себе.
Станция «Этикетная»
Ответы и критерии оценивания
5-6 классы
Вариант 1
Задание 1.
Ответ:
Этикетная речевая формула: гой еси.
Обращения: Избушка, избушка! (это одно обращение); добрый молодец; старая хрычовка.
Слова и словосочетания: спрашивает (Зачем ко мне пожаловал?), накормила, напоила, в бане выпарила.
Критерии оценивания:
за формулу – 0, 5 балла, за каждое верное выписанное обращение – по 0, 5 балла, за каждое слово (словосочетание) – по 0, 5 балла (глагол спрашивает и вопрос о цели визита оцениваются как один ответ).
Итого: 4 балла.
Задание 2.
Ответ: б
Критерии оценивания: за верный ответ – 1 балл.
Задание 3.
Ответ:
Иван-царевич: а |
Баба-Яга: в |
Критерии оценивания: за каждый верный ответ – 1 балл.
Итого: 2 балла.
Итого за все ответы: 7 баллов.
Вариант 2
Задание 1.
Ответ:
Этикетные речевые формулы: здравствуй, здравствуйте;
Обращения: бабушка, добрые мОлодцы, молодцЫ;
Вопрос о цели визита: Куда путь держите?
Оцените, вежливо или грубо отвечают братья на этот вопрос? Докажите.
Братья отвечают на вопрос хозяйки вежливо: не молчат, не скрывают, а рассказывают о цели своего пути и используют ласковое обращение бабушка.
Критерии оценивания:
за формулы – 0, 5 балла, за каждое верное выписанное обращение – по 0, 5 балла, за верно выписанный вопрос о цели визита – 0, 5 балла; за верное обоснование ответа на вопрос – 1 балл (при частично правильном ответе – 0, 5 балла).
Итого: 4 балла.
Задание 2.
Ответ:в
Критерии оценивания: за верный ответ – 1 балл.
Задание 3.
Ответ:
Баба-Яга: а |
Братья: г |
Критерии оценивания: за каждый верный ответ – по 1 баллу.
Итого: 2 балла.
Итого за все ответы: 7 баллов.
Станция «Этикетная»
Ответы и критерии оценивания
7-8 классы
Вариант 1
Задание 1.
Ответ:
Этикетная речевая формула: дай Боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в пропорции!
Слова и словосочетания, обозначающие этикетные действия Вакулы: отвесил пренизкий поклон, (сказал) кланяясь снова, (отвечал) отвешивая поклон.
Критерии оценивания: за верно выписанную формулу – 2 балла (если не полностью – минус 0, 5 балла); за каждое верное словосочетание – 0, 5 балла.
Итого: 3, 5 балла.
Задание 2.
Ответ:в
Критерии оценивания: за верный ответ – 1 балл.
Задание 3.
Ответ:г
Критерии оценивания: за верный ответ – 1 балл.
Задание 4.
Ответ:
Вакула: в |
Пацюк: б |
Критерии оценивания: за каждый верный ответ – по 1 баллу.
Итого: 2 балла.
Итого за все ответы: 7,5 баллов.
Вариант 2
Задание 1.
Ответ:
Этикетные речевые формулы: моё почтение, извините, ничего, позвольте мне предложить вам…
Критерии оценивания: за каждую верно выписанную формулу – 0, 5 балла.
Итого: 2 балла.
Задание 2
Ответ:
Моё почтение |
приветствие |
извините |
извинение |
ничего |
прощение |
Позвольте мне предложить вам… |
предложение |
Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – по 0, 5 балла.
Итого: 2 балла.
Задание 3. К какому этикетному жанру относятся данные реплики Хлестакова?
Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.
а) жалоба
б) требование
в) просьба
г) пожелание
Ответ: в
Критерии оценивания: за верный ответ – 1,5 балла.
Задание 4. Охарактеризуйте поведение персонажей в эпизоде из задания 1 с точки зрения соответствия нормам этикета (впишите в таблицу соответствующие буквы):
Хлестаков: |
Городничий: |
а) поначалу демонстрирует вежливость, хотя при этом испытывает страх, затем переходит к угрозам;
б) демонстрирует антивежливость: от страха пытается угрожать;
в) демонстрирует вежливость и подобострастие: говорит осторожно, пытается оправдаться, использует этикетные формулы и действия;
г) ведёт себя достаточно вежливо, так как не считает другого равным себе.
Ответ:
Хлестаков: а |
Городничий: в |
Критерии оценивания: за каждый верный ответ – по 1 баллу.
Итого: 2 балла.
Итого за все ответы: 7,5 баллов.