Хотите влиять на класс - работайте с лидером и учитесь сотрудничать с ним. Лидер класса - это популярный подросток, который может вести за собой. Используйте его потенциал на пользу класса. Рекомендации помогут:
определить лидера;
выявить ведущие мотивы поведения лидера;
выстроить сотрудничество;
выбрать способы влияния.
Определите лидера в классе
Лидер отличается от других учеников в классе тем, что он не просто может быть центром внимания, но и умеет общаться с ровесниками и взрослыми. Это поможет вам отличить настоящего лидера от «выскочек» и учеников с демонстративным типом личности.
Лидер - устойчивая высшая позиция человека в группе. Он ведет других за собой. Главный признак, по которому можно распознать лидера, - ему подражают остальные ученики. Группа всегда копирует вожака.
Посмотрите, кто в классе задает моду - начиная от внешности, поведения и заканчивая досугом. Далее узнайте ведущие мотивы поведения:
вознаграждение;
одобрение ровесников и взрослых;
интерес и удовольствие от результата;
самоутверждение и высокие достижения;
воплощение собственных ценностей и идей, которые имеют мировоззренческий характер. Примените диагностический инструментарий
«Экспресс-тест на определение ведущего мотива поведения у лидера класса».
Признаки, по которым можно отличить лидера. Это должны быть не единичные, а повторяющиеся случаи. Например, внешние особенности лидера копируют другие ученики. Увлечения лидера становятся интересны другим ученикам.
Поведение лидера на уроках - отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники.
Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают.
Как выстроить сотрудничество с лидером
Главная ошибка классного руководителя в работе с лидером - противопоставлять свою власть его власти. Конфронтация или попытки подавить подростка-лидера осложнят отношения с классом. Установите с ним конструктивные отношения.
Воспользуйтесь памяткой «Как выстроить сотрудничество с лидером». Правила помогут установить партнерские отношения и сотрудничество с лидером.
Выберите способы влияния на лидера
Есть шесть способов, которые помогут вам влиять на лидера:
педагогический;
бихевиористический (поведенческий);
НЛП-подход;
доверительный;
информационный;
пресечение.
Выстраивайте свою работу, учитывая подходящий способ влияния. Воспользуйтесь карточкой «Шесть способов влияния на лидера». В карточке есть описание шести способов влияния и практические примеры использования.
Проведите анализ работы с классом и его лидером. Есть мнение, что появление в классе лидера - это результат упущения в работе классного руководителя. В этой ситуации лидер возмещает то, что не дается «сверху». Например, лидер помогает классу находить способы реализации интересов, а не просто слушаться. Еще дает поддержку отреагировать на эмоции, так как при директивном общении с педагогом это невозможно.
Лидер может противостоять попустительству или непоследовательности действий учителя. Иногда лидер - «спасатель» класса, он дополняет функции педагога, дает остальным ученикам недостающий ресурс: поддержку, эмоциональную разрядку и направляет. Задайте себе вопросы для самоанализа:
Как я справляюсь с функциями управления?
Как я умею мотивировать, направить, контролировать, поддерживать и скоординировать учеников?
Как я оцениваю и принимаю качество имеющихся результатов?
Устанавливаю ли я границы допустимого? Именно эти вопросы помогут вам проанализировать
результаты работы с классом и его лидером.