Хотите влиять на класс - работайте с лидером и учитесь сотрудничать с ним. Лидер класса - это популярный подросток, который может вести за собой. Используйте его потенциал на пользу класса. Рекомендации помогут:

определить лидера;

выявить ведущие мотивы поведения лидера;

выстроить сотрудничество;

выбрать способы влияния.

 

Определите лидера в классе

Лидер отличается от других учеников в классе тем, что он не просто может быть центром внимания, но и умеет общаться с ровесниками и взрослыми. Это поможет вам отличить настоящего лидера от «выскочек» и учеников с демонстративным типом личности.

Лидер - устойчивая высшая позиция человека в груп­пе. Он ведет других за собой. Главный признак, по ко­торому можно распознать лидера, - ему подражают остальные ученики. Группа всегда копирует вожака.

Посмотрите, кто в классе задает моду - начиная от внешности, поведения и заканчивая досугом. Далее узнайте ведущие мотивы поведения:

вознаграждение;

одобрение ровесников и взрослых;

интерес и удовольствие от результата;

самоутверждение и высокие достижения;

воплощение собственных ценностей и идей, которые имеют мировоззренческий характер. Примените диагностический инструментарий

«Экспресс-тест на определение ведущего мотива пове­дения у лидера класса».

Признаки, по которым можно отличить лидера. Это должны быть не единичные, а повторяющиеся случаи. Например, внешние особенности лидера копируют дру­гие ученики. Увлечения лидера становятся интересны другим ученикам.

Поведение лидера на уроках - отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он поз­воляет себе шутить и не слушать учителя, это принима­ют остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники.

Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и клас­са. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают.

 

Как выстроить сотрудничество с лидером

Главная ошибка классного руководителя в работе с ли­дером - противопоставлять свою власть его власти. Конфронтация или попытки подавить подростка-ли­дера осложнят отношения с классом. Установите с ним конструктивные отношения.

Воспользуйтесь памяткой «Как выстроить сотрудни­чество с лидером». Правила помогут установить партнерские отношения и сотрудничество с лидером.

 

Выберите способы влияния на лидера

Есть шесть способов, которые помогут вам влиять на лидера:

педагогический;

бихевиористический (поведенческий);

НЛП-подход;

доверительный;

информационный;

пресечение.

Выстраивайте свою работу, учитывая подходящий способ влияния. Воспользуйтесь карточкой «Шесть способов влияния на лидера». В карточке есть описание шести способов влияния и практические примеры использования.

Проведите анализ работы с классом и его лидером. Есть мнение, что появление в классе лидера - это ре­зультат упущения в работе классного руководителя. В этой ситуации лидер возмещает то, что не дается «сверху». Например, лидер помогает классу находить способы реализации интересов, а не просто слушаться. Еще дает поддержку отреагировать на эмоции, так как при директивном общении с педагогом это невозможно.

Лидер может противостоять попустительству или непоследовательности действий учителя. Иногда ли­дер - «спасатель» класса, он дополняет функции педа­гога, дает остальным ученикам недостающий ресурс: поддержку, эмоциональную разрядку и направляет. Задайте себе вопросы для самоанализа:

Как я справляюсь с функциями управления?

Как я умею мотивировать, направить, контролиро­вать, поддерживать и скоординировать учеников?

Как я оцениваю и принимаю качество имеющихся результатов?

Устанавливаю ли я границы допустимого? Именно эти вопросы помогут вам проанализировать

результаты работы с классом и его лидером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика