Басенное наследие Ивана Андреевича Крылова явление уникальное. За всю историю русской литературы не было подобного явления в писательской деятельности, когда автор, занимаясь литературой, находит себе «свой» жанр, уже не представляющий интерес в литературном процессе того времени. Именно этот жанр - басни, составили замечательное литературное наследие Крылова и представляют большой интерес для исследователей русской литературы начала XIX века. В этом плане большой интерес представляют исследовательские работы Минералова Ю.И, Вяземского П.А., Потебня А.А., Кеневич В.Ф., которые подчёркивают необычно яркое национальное звучание, поэтичность басен, указывают на оригинальность и переводов, и текстов собственного сочинения, которые не имели аналогов по глобальности образов, созданных рукой прекрасного мастера, что каждая эпоха открывает его творчество как бы заново.

Басня - это краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется иносказательный смысл. В поучительном басенном сюжете действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери. В древней Греции басни, приписывавшиеся легендарному Эзопу, появились в V-VI века до н.э. По имени Эзопа иносказательную речь стали называть «эзоповским языком».

Позднее басни Эзопа были переложены стихами на латинский язык Федром (1 в н.э.). В дальнейшем они стали достоянием всех европейских литератур и послужили основным источником басенных сюжетов самых разных баснописцев, от Лафонтена до Крылова.

Другим источником бассенных сюжетов явился сборник индусов «Панчатантра» (3-4 вв. н.э.). Арабский пересказ этого сборника под названием «Калила и Димна» был широко известен на всём Востоке, а в греческом переводе под заглавием «Стефанит и Ихнилат» стал известен на Руси (русский перевод относится к 15 веку).

Емкое и конкретное определение басенного жанра дал В.А. Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова»: «Что в наше время называется баснею? Стихотворный рассказ происшествия, в котором действующими лицами бывают или животные, или твари неодушевленные. Цель сего рассказа - впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или менее полезной».

Принципы создания басен ясны и понятны, а вот воплотить их на практике оказывается непросто: в басне опасна банальность и конъюнктурность.

В богатейшей галерее русских писателей-классиков образ писателя - басенника - Крылова является одним из самых своеобразных и красочных. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумя столетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русской литературы ХVIII века, Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХ столетия.

Крылов обратился к басне как к самому народному, доходчивому жанру. Когда его как-то спросили, почему он пишет именно басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». Басня издавна являлась жанром, особенно близким народной поэзии и имевшим прочную традицию в русской литературе. Ее связь с народными пословицами и поговорками, простота и ясность образов, народная мудрость ее морали - все это делало басню особенно любимой народом. Сатира Крылова, хотя и прикрытая басенным иносказанием, больно и метко поражала язвы и безобразия не только современного баснописцу общества, но и общественного строя, основанного на частной собственности и корысти. Сатирическое острие басен Крылова было направлено против злоупотреблений, взяточничества, невежества, корыстолюбия и круговой поруки всего государственного аппарата. Политический смысл басен Крылова имел в виду Грибоедов, когда заставил плута и доносчика Загорецкого признать их обличительную силу:

В программе средней школы творчество Крылова изучается в начальных классах и в среднем звене. Доводится до сведения учащихся своеобразие басенного жанра, при этом учитываются особенности восприятия басен детьми с речевым недоразвитием. Немаловажную роль играет историко-бытовой и лингвистический комментарий при изучении басен.

Концептуально, новый подход к урокам чтения и литературы в начальном звене средней школы «порождает требование пересмотра курса детской литературы при подготовке будущего учителя». Традиционно литература рассматривалась в историческом плане, как история литературы. Однако уже давно отмечалось несовершенство данного метода, особенно, если учесть, что детская литература изучалась в отрыве от истории общей литературы.

Литературная викторина по творчеству И.А. Крылова.

I. Назовите басни, из которых взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

1. А ларчик просто открывался.

2. У сильного всегда бессильный виноват.

3. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика