Цели урока:

Когнитивные (познавательные):

формировать представления о деятельности первых русских князей, целях и результатах этой деятельности в процессе складывания и развития Древнерусского государства.

Операционные (развивающие):

систематизировать и обобщить знания; развивать широкий спектр аналитических умений: коллективное обсуждения результатов самостоятельной предварительной работы, личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей в частично поисково – исследовательских видах учебной деятельности; изложение учебного материала при помощи новых информационных технологий.

Ценностные (воспитательные):

воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей; подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий “честь”, “добро”, “вера”; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов); способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

индивидуальная (предварительная), групповая, фронтальная работа;

решение проблемной задачи;

дискуссия;

обобщение и конкретизация, сравнительный анализ (таблица “Деятельность первых русских князей”;

персонификация;

элементы игры;

тест.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, карта “Древняя Русь IX-XII веков”, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация с иллюстративным материалом, материалы для индивидуальной работы учащихся, “звездочки”, ватман с именами первых русских князей

Ход и содержание урока

На доске эпиграф: “Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первее княжить, и как русская земля стала развиваться”. (Нестор)

I. Организационный момент.

Приветствие.

- Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

1 слайд Вступление учителя:

“Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!”

II. “Погружение” в новую тему.

Две даты русской истории: 862 г. и 2012 г., что, по-вашему, их связывает?

9 марта 2011 г. Экс-президент России Дмитрий Анатольевич Медведев принял предложение правительства РФ о праздновании в 2012 году 1150-летия зарождения российской государственности.

Празднование 1150-летия российской государственности “послужит консолидации российского общества”. По его мнению, подобные праздники способствуют становлению нации.

- О чем, по-вашему, должна идти речь, когда говорят о государственности России?

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития.

И сегодня мы будем говорить о становлении российской государственности, об основателях нашего государства, о первых правителях земли русской.

III. Целеполагание

"В лето 6370 (862) изгнали варягов за море, но не дали им дани, и стали владеть сами собой.

Но не было среди них правды, и встал род на род, и началась у них междоусобица. Они сказали себе:

- Надо князя найти, чтобы владел нами и судил по праву.

И пошли они за море к варягам.

- Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сели в славянских землях”.

- В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?

- Какие вопросы содержит в себе эпиграф к нашему уроку?

Сформулируете цель урока.

Первые упоминания о государстве Русь относятся к первой половине IX века. Династия Рюриковичей.... Первые русские князья.... Кто они? Что их характеризует как личность, как государственного деятеля? Каковы основные направления их внутренней и внешней политики?

2 слайд Знакомство с планом урока.

Образование Древнерусского государства

Деятельность древнерусских князей

Социальные отношения

Постановка проблемного задания.

- Почему и как образовалось государство у восточных славян?

- Определить основные этапы формирования единого государства, опираясь на анализ деятельности первых князей.

IV. Организация работы в группах

Предлагаю распределиться на 5 групп. Каждая группа получает задание подготовить материал об одном князе: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Провожу инструктаж (правило работы в группе, распределение ролей, объем времени на работу в группе, способы добывания информации, форма презентации образовательного продукта, критерии оценки)

Распределение ролей в группе: Историк Лингвист Литературовед Искусствовед

Ребята договариваются, в какой форме будут представлять конечный результат

Работа в группах

Задание группам:

Таблица “Деятельность первых русских князей”.

Заполнить таблицу, которая состоит из трех частей: имя князя, основные направления внутренней политики, основные направления внешней политики.

“Поспорь с историком” Каждая группа учащихся получает отрывок из произведения Н. М. Карамзина “История государства Российского”, характеризующий деятельность одного из князей Древней Руси. (Материалы для обсуждения в группах).

Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.

Определите значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства.

Подготовьте выступление (до 3 мин) по результатам группового обсуждения.

Защита групповой работы

Творческий отчет групп по результатам предварительной самостоятельной работы.

Вырабатываются критерии оценки деятельности первых русских князей: интересы государства, личные мотивы, долг и честь, морально-нравственные принципы, общечеловеческие ценности и т.д.

Каждое выступление сопровождается слайдами, на которых расположены задания всему классу (если позволяет время, можно рассказать о легендах, связанных с именами князей).

1. Образование Древнерусского государства.

А.Рюрик.

- Поразмыслим: является ли призвание варягов началом существования государства?

Зачитывается стихотворение о легендарном князе Рюрике. “Текст”

Ребята вставляют пропущенное слово в тексте.

- Что мы о нем узнали из стихотворения? Что можем добавить?

Отрывок летописи.

“....сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий. Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — люди новгородские от рода варяжского, а прежде были словене. После же двух лет умерли Синеус и его Трувор. И принял всю власть Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в тех городах — пришельцы, а первое население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и теми всеми владел Рюрик.”

Вопрос:- Могли ли славяне образовать государство? Опираясь на фрагмент источника, приведите не менее трех аргументов, позволяющих утверждать об этом.

Б. Теории создания Древнерусского государства

Норманнская теория.

Антинорманнская теория

В XIX в. норманнскую теорию поддерживали Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, антинорманистами были И. Е. Забелин, Н. И. Костомаров. Одним из последовательных противников норманнизма в XX в. был Б. А. Рыбаков, по учебнику которого мы с вами занимаемся.

- К каким выводам мы пришли?

1. “Государственность невозможно навязать “сверху”

2. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества

3. Варяжские князья начинали править в уже существующих городах

Ребята объясняют объективные и субъективные причины появления государства

В. Вопрос:

- Каковы причины возникновения государства? (Называем объективные и субъективные причины возникновения государства)

2. Рассказать о князе Олеге

Задание: Построить рассказ по содержанию иллюстраций.

Работа с учебником, §3, стр.40-41 Используя текст учебника и дополнительные сведения, ребята, рассказывают об Олеге, о присоединении к Новгороду Киева, убийстве Аскольда и Дира. Подчеркивают значение деятельности князя Олега.

Вопросы:

- Покажите на карте племена, включенные Олегом в состав государства.

- Какие последствия имели военные и торговые походы руссов в Византию?

Необходимо подчеркнуть смысл деятельности князя Олега.

Начало Киевской Руси положил Олег, захватив Киев. Перенеся столицу в Киев (“мать городов”), князь Олег не только объединил Новгород (Север) с Киевом (Юг), но и совершил цивилизационный выбор, ориентируя Русь на Византии.

3. Князь Игорь.

- Древней Руси повезло на умных и энергичных правителей, что подтвердил и Игорь своим правлением, докажите это....

- собирал русские земли;

- сумел договориться с печенегами;

- основал колонию на Таманском полуострове;

- 941 г. и 944 г. – походы на Константинополь.

Работа с картой. Княжение Игоря.

- В чем выражалась зависимость восточнославянских племен от киевского князя?

- Что такое полюдье?

Учащиеся знакомятся с текстом “Повести временных лет ”:

“И стал Игорь замышлять поход на древлян, желая взять с них больше дани.
В лето 6453(945).
Сказала дружина Игорю:
- Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, княже с нами за данью, и ты добудешь и мы. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его.
Взяв дань, пошел Игорь в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал дружине своей:
— Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще.
И отпустил дружину свою домой, а сам с малой дружиной возвратился, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет опять, держали совет с князем своим Малом:
— Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит.
И послали к нему, говоря:
— Почто идешь опять? Забрал уже всю дань.
И не послушал их Игорь. И, выйдя из города Искоростеня, древляне убили Игоря и дружину его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в Древлянской земле, и до сего дня”

Вопросы:

1. Почему древляне восстали против власти Киевского князя?

2. Какие выводы должен был сделать из этого мудрый правитель?

4. Княгиня Ольга.

Задание:

- Придумать название иллюстрациям.

- Найти в тексте строки, комментирующие данные иллюстрации

- Почему Ольга приняла христианство?

Историк (о принятии христианства Ольгой).

Лингвист – новые слова и выражения (монотеизм, политеизм, церковь и т.д.)

Искусствовед – произведения живописи, скульптуры.

5. Святослав.

- Составьте исторический портрет Святослава.

- Совершите воображаемое путешествие по исторической карте вместе с дружиной князя Святослава. Укажите направление походов и результаты сражений, отметьте, какова была судьба завоёванных земель.

Работа с учебником, параграф 4, стр.54-60 Укрепление Древнерусского государства. Походы на Восток. Противостояние Византии.

После выступлений представителей групп учащиеся высказывают свою точку зрения по вопросу: деятельность какого правителя Древней Руси наиболее полно соответствовала задачам Древнерусского государства?

6. Социальные отношения в Древнерусском государстве.

- Что из себя представляло древнерусское общество?

Выступление лингвистов.

Дружина (старшая, младшая, вои, холоп, челядь)

“Военная демократия”. Князь и воеводы еще выбираются народом, но уже видно стремление сделать их власть наследственной.

- Объяснить составление схемы

- Вставить пропущенное слово

Вече Дружина

Воеводы Князь

V. Проверка усвоения изучаемого материала.

1. Проверяем таблицу в тетрадях. Мы расширили нашу задачу, и кроме основных направлений политики еще и много нового узнали о князьях как о личности, услышали легенды, связанные с их именами.

2. Презентация “Проверь себя”

Кроссворд

По горизонтали:

На земле какого племени возник город Новгород?

Ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани.

Князь, крестивший жителей города Киева

В каком городе принял обряд крещения Киевский князь Владимир I?

Кого русские князья считали родоначальником своей династии?

Участвовал в кровопролитном сражении с Иоанном Цимисхием

По вертикали:

Кто упорядочил нормы сбора дани в Киевской Руси?

Как называлось наследственное владение, которое можно было продать, купить или завещать?

Как назывался бесплатный принудительный труд зависимого крестьянина на землевладельца за право пользования землей?

VI. Подведение итогов. 19 слайд

Подведем итог лабораторной работе.

1. Что же было общего в деятельности первых русских князей

а) внутри страны,

б) за пределами страны?

2. Предлагаю построить рейтинговую шкалу результативности деятельности древнерусских князей Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Святослава.

К доске прикреплен ватман с именами первых русских князей. На столах у ребят “звездочки”, прикрепляя их к доске, они, таким образом, высказывают свою точку зрения. Свой выбор объясняют.

Вывод. Возвращение к эпиграфу урока.

Мы с вами дали ответы на вопросы, поставленные Нестором в “Повести временных лет”. В дальнейшем мы еще многое узнаем из истории нашей страны.

Вернемся к проблемному заданию, поставленному в начале урока:

- Почему и как образовалось государство у восточных славян?

- Каковы основные этапы формирования единого государства?

VII. Рефлексия

- Какая цель была поставлена на уроке? Насколько она была реализована? Что получилось? Не получилось. Что хотели бы изменить? Какой была работа в группе? Справились ли с ролями? Какие приращения произошли? С чем уйдете с урока?

Самооценка участников урока – “корзина настроений”.

Оранжевый жетон – “Я хорошо работал, помог своей команде”.

Зелёный жетон – “Мне было интересно, но знаний не хватило”.

Синий жетон – “Я был пассивен. Мне не интересно”.

Каждый участник урока выбирает цветной круглый жетон, соответствующий его настроению и самооценке и опускает в прозрачную вазу, стоящую на столе учителя.

VIII. Домашнее задание.

Выписать все новые слова и выражения.

Создать презентацию в программе PowerPoint

Сочинение-размышление “Влияние Древнерусского государства на современный мир”

Промелькнули перед глазами страницы истории. Но нам многое ещё предстоит узнать.

Благодарю за урок!

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика