Планируемые образовательные результаты:
Познавательные:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– самостоятельно делать выводы;
– структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Регулятивные:
– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге;
– слушать и понимать других;
– работать в группах.
Личностные:
Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов.
Основные понятия, изучаемые на уроке: |
Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ: |
Проектор, презентация, компьютер. |
Предварительное задание: |
Прочитать §21 Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2021. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
1. Актуализация знаний |
|
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии. И отправимся в необычное путешествие. |
|
2. Создание проблемной ситуации |
|
– Продолжаем наше путешествие. Итак, давайте представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? (Брахманы. земледельцев, слуг, неприкасаемые, брахманы) |
|
3. Целеполагания, версии |
|
– Давайте предположим и ответим на вопрос нашей проблемы. |
|
4. Планирование |
|
Учащиеся: |
|
5. Открытие нового знания |
|
– В Древней Индии мы столкнемся с вами с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе. |
|
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания |
|
1. Миф о происхождении каст Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности. 2. Основные занятия и особенности жизни Работа по группам. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы. |
Название касты |
Цвет касты |
Основные занятия |
Особенности жизни |
Брахманы (I группа) |
белый |
Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников |
Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество |
Воины (кшатрии) (II группа) |
красный |
Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука |
|
Земледельцы (вайшью) III группа) |
желтый |
Возделывали поля, работали в мастерских, торговали |
|
Слуги (шудры) (IV группа) |
черный |
Служить представителям высших каст |
Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам |
Неприкасаемые (V группа) |
Не принадлежали ни к какой касте. |
Учащиеся должны подтвердить правильность заполнения таблицы цитатами из текста. Задание №3 в рабочем листе – работа с текстом. Найдите и подчеркните ошибки в тексте (разбор текста) 3. Будда – основатель религии буддизм – Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет) Сообщения о Будде и о религии буддизм – Я считаю, что Будда – основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение. – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) Чьи версии подтвердились? (Почетной из каст в Индии были брахманы, т.к. во-первых, они были знатными и богатыми, во-вторых, приносили жертвы богам) |
7. Рефлексия (итог урока) |
Задание №4 Ответить «да» или «нет» 1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да) – Как оцените свою работу? Вам на рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным. |
8. Домашнее задание: § 22 сообщение о Конфуции. |