Тип урока: Усвоение новой информации, выработка умений по применению знаний и способов деятельности в работе с документами, исторической информацией.
Форма урока: практическая работа, лекционная, дискуссионная.

Цели и задачи:

1.Углубить представление и знания учащихся о Столыпинской реформе.
2.Развивать умение работать с документами, исторической информацией; добывать новые знания.
3.Формировать умения давать оценку историческим событиям.
Формы организации учебной деятельности: комбинированный, индивидуальная.

Методы и типология урока:
1.Диалоговая технология
2.Оценки исторических процессов, явлений, событий.
3.Самостоятельная работа с источниками исторической информации, содержащими научно-исторические факты.
4.Локализация исторических событий в пространстве и времени.

Оборудование урока: папки с дидактическими  материалами.

Эпиграфы: 
1)Будем помнить: Даже самые правильные, соответствующие самым глубоким и нуждам России реформы могут иметь успех только тогда, когда они становятся делом самого народа.
2)Коренные реформы в жизни страны не возможны, если они проводятся только силами бюрократии.

Ход  урока:

Вступительное слово учителя:

14 сентября 1910 года, все первые лица самарской губернии а именно вице- губернатор Р.Э.фон Витте, губернский предводитель дворянства А.Н.Наумов, городской голова Челышев, представители земства и др., на пристани ожидали прибытия важного гостя П.А. Столыпина.

Вопрос: Кто такой Столыпин? Какова была цель его приезда?
Летом 1906 г. Столыпина назначили на пост премьер-министра внутренних дел. В1905 году началась революция, поэтому главной задачей Столыпина  в соответствии с должностью было противоборство революционным силам.

Вопрос: Что нужно сделать, чтобы «усыпить» крестьян?

Сам Столыпин видел разрешение данного противоречия следующим образом:»сначала успокоение, а потом реформы».Успокоение началось с  издания о военно-полевых судах для революционеров, который предусматривал кротчайшие сроки рассмотрения дел, жестокие приговоры, отсутствие права на обжалование и адвоката. За 4 года было казнено около 4000 человек («столыпинские  галстуки», «столыпинские  вагоны»).В ответ на  обвинения в излишних жертвах П.А. ответил: «нужно отличать кровь на руках врача от крови на руках палача».- обоснование кровавой политики (лечение «больной» революцией России).
Столыпин понимал, что революция вызвана объективными причинами и Россия нуждается в переменах.

Вопрос: Каковы были эти причины?
Объектом для изменений выбрана крестьянская община, т.к. именно она затормаживала экономическое развитие всего государства. Уравнительный принцип в общине убивал стимул к предпринимательской активности крестьян, поэтому общину нужно было разрушать.
Выход крестьян из общины по плану Столыпина мог осуществляться двумя способами:
1)выход на «отруб»(часть общинной земли переходила во владение крестьянина)
2)выход на  «хутор» (крестьянин уходил из деревни и получал от государства земельный надел)
Этими мерами Столыпин планировал создать средний класс, который по определению является залогом стабильности в обществе.
Вопрос: Что вы знаете о среднем классе?
П.А.надеялся на массовый выход крестьян из общины.
2-я проблема, решаемая Столыпиным , касалась малоземелья крестьян европейской части России.

Вопрос: как можно было решить проблему перенаселения европейской части  России?
Выход был найден в переселении за Урал части населения. Переселенцам предоставляли льготы:
- освобождение на 5 лет от службы и налогов;
- ссуда в 200 рублей на переезд и приобретение техники.
С  экономической точки зрения реформы оказались блестящими :
- увеличились засеваемые площади,
- увеличился экспорт хлеба
- шире стали использоваться удобрения и новая техника , следовательно, стимулируется развитие соответствующих отраслей промышленности.
Из общины вышло около 5 млн. крестьян.
Осваиваются новые территории на востоке страны.

Но провальными  оказались социальные аспекты реформы :60% вышедших из общины крестьян продали свою землю за бесценок и стали либо наемными батраками при своих более успешных соседях, либо рабочими в городе. Таким образом, Столыпин не только  не создал среднего класса, но и получил новые противоречия в деревне между богатыми и бедными крестьянами. Класс крестьян-собственников , ввиду своей малочисленности , не смог сыграть роль надежной социальной опоры для самодержавия, что в 1917 году вылилось в революцию.
Самостоятельная работа в группах :
Вопрос: теперь давайте   выясним , почему как альтернативный общинному, был выбран именно «хуторской»?

Приложение №1

А) О поездке ходоков о крестьян речицкого уезда в житомирский уезд волынской губернии для ознакомления с хуторским хозяйством:
1.Количество земли в хуторах разное: о 4десятин до 37, земля не очень хорошая, но лучше нашей, лесов мало, болот почти совсем нет, сенокосов тоже нет, и каждый хуторянин сеет на своем поле клевер, конюшину и репак. Севооборот четырехпольный: озимь, ярь, трава, пар; навоз дают через 2-3 года.. Скота сравнительно с нашим , держат не много: 2-3 коровы , 2 лошади, и только у богатых 4, овец нет, 2-3 свиньи. Скот у них такой же породы, как у нас ,но лучше. Молока дает много, хватает не только на семью, но остается и на продажу, продают преимущественно масло. Скот пасется так: весною на пару, а после вспашки на клевере или конюшине, которые к тому времени скашивают. Под паром у них земли меньше, чем у нас. Зимою  кормят скот клеверным сеном и резкой из соломы с  отрубями. Хлеба как озимые, так и яровые у них хорошие,: рослые , с крупным зерном. Хуторяне дер. Холосны, так и других деревень на наши расспросы разъяснили, что раньше они жили деревнями, причем их земли находились на 20-30 кусках, немало они от этого терпели и не знали, как помочь делу, но вот приехали к  ним немцы ,купили у помещиков землю, разбили ее на хуторские участки и стали жить совсем иначе, чем они: и земли столько же имеют , как они, а живут много лучше.
Вот мы смотрели, смотрели и решили, давай и мы свои земли поделим., чтоб у каждого воя земля была бы в одном участке; поделили , побились года2-3, пока не обжились и не привыкли, и вздохнули легче, теперь мы уже на старое не вернемся; посмотрите сами:земля у нас в одном месте вокруг двора, мы теперь каждый – полный хозяин  своей земли, пара у нас меньше; прежде, бывало, мы столько времени тратили на переезды из одной полосы на другую для вспашки и уборки хлеба, а теперь все в одном месте.
Скот наш теперь всегда на глазах, вовремя накормлен и напасен, в ненастье можно сейчас же его загнать  в хлев,, от этого и скот лучше и молока дает больше; навоз теперь остается дома, скота держать можно меньше . Лучше держать одну удойливую корову , чем двух плохих, а при общественном стаде скот никогда не может быть хороший, целый-то день его гоняют, не столько он травы съест, сколько вытопчет и вернется домой и измученный , и голодный, да и навозу наполовину меньше.
Урожаи у нас стали лучше, можно каждый кусочек удобрить , навоз возить близко, и хлеба добываем поэтому куда больше.
И действительно, как мы заметили, все это справедливо, жалуются только те хуторяне, у которых земли мало. По нашему мнению , чтобы жить хорошо на хуторе, надо иметь  не меньше 12-15 десятин. Хотя немцы-колонисты около Житомира и живут хорошо на хуторах в 4 и 6 десятин, но это потому, что они почти все ремесленники : шорники, сапожники и столяры, да и сеют они больше хмель, который даёт хороший доход.
Посмотрев, как живут хуторяне, мы не можем не признать, что хуторами жить выгоднее, и поэтому, желая добра своим односельчанам, советуем как можно скорее делить свои земли на отдельные участки»
Косарев Михаил Федотович

Вопросы: Какой тип хозяйства крестьянам видится предпочтительным?
2.крестьянин дер. Сеитовой Ташевской волости Свияжского уезда.
    Из нас, крестьян разных селений Свияжского уезда, пожелавших лично ознакомиться с жизнью и введением хозяйства на существующих уже хуторах, местной землеустроительной комиссией была организована партия, которая 28 сентября 1909 года отправилась в Волынскую губернию.
Прибыв благополучно 4 октября в г. Житомир, мы по указанию инструктора землеустроительства г-на Себрякова направились сначала в село Каменку, где домохозяева решили перейти к хуторскому хозяйству. В настоящее время им ограничивают участки. На вопрос наш, что их заставило перейти от общины на хутора, каменцы нам ответили: они увидели, что чехи, покупающие здесь землю, заводят только хуторское хозяйство, быстро богатеют и живут отлично, ни в чем не нуждаясь.
   Особенно превосходно живут на хуторских участках чехи. Мы останавливались у одного чеха, который владеет девятью десятинами вместе с лесом. У него очень светлая, чистая хата в 8 на 12 аршин, в две комнаты с кухней. Около хаты помещается  житница, за житницей конюшня, разделенная на два стойла, где стояли три лошади и четыре коровы. На расстоянии саженей шести стоит молотильный сарай, где хранятся молотилка, веялка, рядовая сеялка. Сарай этот приспособлен и для молотьбы Кроме того, у этого хуторянина 30 кур и 30 гусей. Занимается он и хмелеводством, от чего получают большой доход. Хуторянин этот имеет и садик до 50 дерев, между рядами посажены ягодные кусты, и разводятся огородные овощи, а также и табак.
    Поездкой своей мы очень довольны, так как теперь мы узнали, как хорошо жить даже на сравнительно маленьком, но зато собственном, а не общественном клочке земли. В особенности же мы в восторге от чехов, и хорошо начальство делает, что посылает крестьян туда, где есть чему поучиться.
Дикунов Иван Дмитриевич.

Вопросы:1.Какой тип хозяйства крестьянам видится предпочтительным?
2. В чем, по их мнению, преимущество хуторов против общинного землепользования?
3. Что особенно заинтересовало крестьян при осмотре хуторских хозяйств. Как вы думаете почему?

Проблемное задание:
Как вы думаете, внедряли ли крестьяне у себя в хозяйстве передовой опыт посещенных ими хуторских хозяйств.

Мы рассмотрели итоги реформы, характеристику хуторских хозяйств в сравнении с общинным, а теперь предлагаю разделиться на две команды, и вступит в дискуссию сторонников и противников реформ  Столыпина. Для вступления в спор вам необходимо продумать аргументы в защиту своей позиции.

Приложение №2

Частичное разрушение общины

Укрепление института частной собственности

Освоение азиатской части России

Стимулирование развития отраслей промышленности

Увеличение посевных площадей

Увеличение экспорта хлебы

 Общий провал социальной составляющей реформы

Обострение ситуации в деревне

Шире стали использоваться удобрения и новая техника

Малочисленность хуторских хозяйств

Большая часть вышедших из общины крестьян не стали хуторянами, а пошли в город рабочими или остались батраками в деревне

Приложение №3

Что сегодня происходит с сельским хозяйством? пашни зарастают бурьяном. колхозно-совхозное земледелие практически обречено. Кто будет сеять хлеб?
Как решить главную проблему землепользования? И вновь перед Россией встают те же задачи что и сто лет назад.
Надежная национальная безопасность России -  это обновленная деревня, экономическая точка опоры государства. Вот о такой деревне мечтал Столыпин.
Часто, когда неприкаянно станет
Сквозь суету, неудачи, раздоры
Встанет деревня в рассветном тумане
Тихая Родина
Точка опоры

Сегодня, в России принимаются меры для улучшения состояния в сельском хозяйстве. Но всегда ли  достаточно мер, чтоб изменить ситуацию к лучшему? готовы ли вы сегодня прийти в деревню и начать работать? видится  ли  вам перспектива?
В России требуется радикальное обновление сельского хозяйства. Нужен ли современной России «новый» Столыпин?
Заключение:

Коренные реформы жизни страны невозможны, если они проводятся только силами бюрократии….

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика